В Украине развивается урбан-активизм. Предприниматели, молодые мамы и одинокие энтузиасты создают платформы и инициативы, превращающие города в комфортную для человека среду
Численность городских жителей в Украине увеличивается, но инфраструктура меняется гораздо медленней. Горожанам не хватает визуально красивых и комфортных пространств, и тогда они инициируют изменения сами: заброшенные помещения заводов преобразуют (ревитализируют) в творческие пространства, развивают велодвижение, благоустраивают парки.
Урбан-активизм не сконцентрировался исключительно в столице, в той или иной степени он представлен почти во всех областях страны. Инициативы не замыкаются лишь на преобразовании городских пространств. Они существуют на стыке экологии, культуры, логистики. Фокус выбрал наиболее яркие урбанистические проекты и пообщался с их инициаторами.
Херсон даже с большой натяжкой не назовёшь городом с развитым урбан-активизмом, но его зачатки здесь определённо есть. Одним из наиболее ярких проектов последних лет в городе стал "Урбан Сад" (Urban CAD) — открытая площадка, где организовывают лекции, фестивали, концерты и т. д. Появилась она практически незапланированно.
В 2017-м группа молодых херсонских предпринимателей решила создать в городе принципиально новое культурное пространство, ревитализировав одно из многочисленных промышленных предприятий. Инициативные горожане, изучив опыт Киева, Ивано-Франковска и Харькова, для создания арт-платформы "Турбина" выбрали бывший вентиляционный цех машиностроительного завода. Для реализации проекта привлекли Центр культурного развития "Тотем".
— Когда мы осмотрели цех, то поняли, что на создание арт-платформы уйдёт минимум несколько лет, а хотелось делать что-то прямо сразу, — рассказывает глава "Тотема" Елена Афанасьева. — Перед цехом был прекрасный скверик, совершенно заброшенный, но очень атмосферный. Ребята предложили мне создать там открытое культурное пространство, так и появился "Урбан Сад".
Сейчас активисты готовятся к открытию третьего сезона площадки. Этот год начнётся с фестиваля Urban ART, который соберёт городских стрит-артистов, чтобы они поработали с пространством.
— Я всегда говорю, что мы сделали кусочек Берлина в Херсоне, — улыбается собеседница Фокуса. — Главное, что херсонцы увидели прелесть ревитализации — как можно возвращать к жизни покинутые территории. Заводские корпуса и индустриальные монстры в центре города — самая больная проблема для Херсона.
Впрочем, и урбан-активизм не всегда идёт на пользу городским пространствам. В Херсоне это в полной мере ощутили, когда группа инициативной молодёжи решила "украсить" уличные стены стрит-артом, не особо задумываясь о том, как это будет выглядеть. В итоге на и без того уродливых зданиях появились плохие рисунки.
— Пришлось объяснять, что они перешли грань между искусством и вандализмом, — вздыхает Афанасьева.
Ребята критику услышали и на свою следующую акцию пригласили профессиональных художников.
Кто ещё: Инициативная группа, состоящая из сотрудников Ботанического сада, привлекла горожан для благоустройства сквера.
Запорожье — яркий пример города с комплексом неполноценности. В этом уверена глава общественной организации "Дзига" Олеся Крамаренко. Местные не любят его и стремятся оттуда уехать. Но те, кто остаётся, в последнее время стали осознавать, что могут влиять на развитие города.
Вся городская активность в промышленном Запорожье условно делится на три сектора. Некоторые соцпроекты созданы при прямой или завуалированной поддержке предприятий. Есть автономные от заводских "грантов" урбанистические и экологические инициативы. Кроме того, местные активисты работают по узким направлениям: спортивным, культурным и пр.
"Дзига" занимается экологическими проектами. Как общественная организация она зарегистрирована с 2017 года, хотя инициатива появилась за несколько лет до этого. Сама Олеся Крамаренко включилась в городской активизм неспроста: у неё родился ребёнок с пороком сердца.
— Сработала личная мотивация, — объясняет женщина. — Я начала разбираться в причинах заболевания детей и поняла, что другого пути у меня нет. Нельзя подписывать меморандум о бездеятельности с властью, которая по политическим причинам будет ставить вопрос экологии на повестку дня, но при этом ничего кардинального предпринимать не станет.
В 2017-м общественники заставили городскую власть купить передвижную лабораторию для сбора объективных данных о состоянии воздуха. Правда, на улицы города автомобиль до сих пор не выехал. Активисты надеются, что это произойдёт в ближайшее время.
— Мы живём в старопромышленном городе, который сочетает в себе несочетаемое: мощный металлургический комплекс и неповторимую природную экосистему в виде парков, Днепра и острова Хортица, — рассуждает Крамаренко. — Но самая распространённая позиция запорожцев: "Мы так жили, мы привыкли, надо терпеть". Так вот, терпеть не надо! Поэтому нам важно вовлекать людей в движение и постоянно напоминать об их экологических правах.
Другие заметные инициативы в городе — "Кольорові відра" и zpspace.com.ua. Первые зашли в школы с идеей сортировки мусора, вторые популяризируют эту идею повсеместно.
Благодаря отдельным городским активистам сдвинулся с места вопрос развития велосипедной инфраструктуры, а команда "Свідоме місто" системно работает над дизайном городских вывесок и в целом занимается вопросами благоустройства индустриального гиганта Украины.
Кто ещё: Edison Space проводит творческие бранчи и бизнес-лекции, а также семинары по профориентации для молодёжи.
Инфографика: Оксана Грозная
Одесская организация Urban Inst. при сотрудничестве с командами из групп "Мой дом Одесса" и "Архитектура Одессы" решила сосредоточиться на городских зданиях: здесь занялись восстановлением и сохранением старинных дверей и ворот, представляющих историческую ценность.
Инициаторы проекта разрабатывают программу реставрации, при этом к работам они планируют привлечь и местную власть, и бизнесменов, и активных горожан. Урбанисты надеются создать электронный каталог всех старинных дверей Одессы.
Для Urban Inst. это не первый городской проект. Пару лет назад они провели урбанистический эксперимент "Оккупай Жукова", в рамках которого активисты на два дня перекрыли для проезда машин одну из одесских улиц. Урбанисты расставили везде скамейки, стремясь не только создать комфортное пространство, но и показать местной власти, что город может выглядеть иначе. Действительно, квартал сразу стал пригоден для родителей с колясками, для людей с ограниченными возможностями, для пожилых одесситов. Правда, ощутимых результатов это не принесло: улица Жукова так и не стала пешеходной.
Организаторы проекта отмечают, что мало сделать улицу пешеходной. Исчезновение машин обнажает другие проблемы. Очевидно, что здания нуждаются в реставрации и в единой стилистике вывесок. Константин Емельянов, основатель Urban Inst., считает, что в Одессе налицо проблемы с дизайном среды — тем же благоустройством открытых пространств. Объясняется это тем, что в городе нет запроса на таких специалистов, архитекторам негде применять свою квалификацию. Местные урбанисты надеются, что смогут переломить ситуацию.
Активисты также создали проект велодорожек для нескольких улиц. Мэрия их даже утвердила, но идею в жизнь воплощают медленно, отмечают в команде.
Кто ещё: Impact Hub Odessa в 2017 году выиграл Лейпцигскую премию интегрированного развития городов за проект благоустройства общественного пространства.
Об организации "Тепле місто" в Украине заговорили в прошлом году, когда команда презентовала проект ревитализации завода "Промприлад". Однако это далеко не единственный проект ивано-франковских урбанистов. В течение нескольких лет активисты занимались разработкой и внедрением единого дизайна для вывесок на фасадах городских зданий.
— Наша организация появилась в 2014 году, и визуальный стиль Ивано-Франковска стал одним из первых проектов, реализованных нами, — рассказывает Ирина Корольчук, операционный руководитель платформы "Тепле місто". — Идея была в том, чтобы идентифицировать город, придать ему современный визуальный вид, который бы воспринимался и городскими жителями, и туристами.
В рамках проекта команда создала логотип Ивано-Франковска, который выложили в открытый доступ. Параллельно разработали рекомендации для бизнесменов по созданию вывесок, в том числе с учётом архитектурных особенностей зданий. Любой предприниматель города мог обратиться в общественную организацию за консультацией или для бесплатной разработки индивидуального макета вывески. В результате дизайнеры создали 180 оригинальных макетов, 58 из которых уже появились на городских зданиях.
В организации уточняют, что больше всего времени ушло на постоянные консультации и переговоры с предпринимателями.
— Координатор проекта проделал огромную работу по налаживанию коммуникации с местным бизнесом. Сначала это был тяжёлый процесс, люди не всегда понимали, зачем это вообще нужно делать. Но потом ситуация переломилась благодаря неконфликтному подходу: мы никого не критиковали, а просто рассказывали о проекте, — объясняет собеседница Фокуса.
В итоге бизнесмены уже без консультаций с урбанистами стали сами менять вывески, понимая, что город от этого только выигрывает. А "Тепле місто" дополнительно отреставрировало две старинные вывески, пригласив профессиональных реставраторов, которые вернули табличкам первоначальный вид.
Кто ещё: Платформа MetaLab объединяет местных урбанистов и создаёт план целостного развития Ивано-Франковска как европейского города.