Глава управления СБУ в Киеве и области Степан Грещук — о том, как дети помогают ловить взяточников, зачем силовики "минируют" киевское метро, как именно разыскивают разведчиков т.н. "ДНР" и о камерах наблюдения у детских садиков, пишет Сегодня.
— Сейчас, когда в Киеве и области из-за войны увеличилась численность населения, с какими жалобами обращаются в СБУ?
— Обращаются с разными проблемами. Например, жители области жалуются на коррупцию среди местных депутатов. Очень много в этом году разоблаченных коррупционеров. Открыто 50 уголовных производств, 70 лицам объявлены подозрения. Немало сейчас и циничных вымогательств.
— Например?
— Поселковый председатель в одном из районов Киевской области вымогал взятку в сумме 200 тыс. евро. Деньги требовал от предпринимателей за оформление нужных документов на аренду земли. В этом случае была интересная ситуация. Фигуранты дела спланировали получение взятки с учетом того, что их незаконные действия могут документироваться. Все это происходило в частном секторе. По их плану, деньги нужно было перебросить через ограждение, чтобы посредник сразу спрятал их в огороде, а сами фигуранты не были бы задержаны на горячем. Самое интересное, что переброшенную упаковку с деньгами увидел шестилетний мальчик, который гулял в огороде. Он нам и сообщил о находке. Мы отблагодарили его ценным подарком — велосипедом. Также был случай, когда руководитель одной из райадминистраций, схватив взятку, убегал от нас по полям. Тоже догнали. Подобных задокументированных выявленных преступлений стало явно больше. В среднем нами документируется одна чиновничья взятка в неделю.
— Как изменились приоритеты в работе столичного управления СБУ за последних два года?
— На первом плане — работа контрразведки. Есть опыт, наработанный в прошлых годах, есть и новые нюансы. Что интересует представителей "ДНР" и "ЛНР" в Киеве? Во-первых, эти организации — это российские спецслужбы. Поэтому их интересует наличие своих информаторов, агентов в наших органах власти. Если к кому-либо из руководителей приходит человек, который находится в нашем поле зрения, то лучше не ждать момента утечки. В нашей практике — десятки пресеченных фактов утечки информации.
— После гибели Моторолы со стороны руководства т.н. "ДНР" прозвучали угрозы, мол, будет "ответка". Многие расценили это как угрозу теракта, например, в метро. Усиливали ли безопасность таких объектов?
— Безопасность усилена уже второй год. Постоянно проводим не только совместные учения в аэропортах, посольствах, торговых центрах и метрополитене, но и оперативные эксперименты по условному минированию. Проверяем все: от внимательности охраны до работы камер. Например, в метро эксперимент выглядит так: оставляются без внимания сумка с условной взрывчаткой на станции или в вагоне, засекается время. Позже выясняем, обнаружили ли их или нет и кто — охрана, полиция или граждане. Затем высказываем свои замечания и через некоторое время повторяем эксперимент. Такая работа не прекращается.
— Появились какие-нибудь технические новшества?
— Благодаря местным властям Киева принята программа "Безопасная столица". То есть будут закуплены цифровые современные видеокамеры, которые смогут идентифицировать личность. Установлены будут на территории детских садиков, чтобы идентифицировать личностей, причастных к педофилии, также будут установлены в местах массового скопления людей. Здесь они будут вести поиск лиц, причастных к терроризму. В случае появления разыскиваемого, система подаст сигнал, и лицо может быть оперативно задержано. Такие камеры будут устанавливаться в течение 2017 года. Мы и Нацполиция будем иметь полный доступ к таким камерам.
— Недавно в Киеве появлялись объявления с предложениями обмена крымских квартир на столичные. Насколько это законно?
— Такие сделки не могут быть оформлены по договору обмена. Скорее всего, подобные сделки пробуют совершить в завуалированной форме по договору купли-продажи. Гражданам, которым предлагают подобный обмен, советую обращаться к правоохранителям.
— Сейчас многих возмущает наличие десятков перевозчиков, предлагающих трансфер в Крым из столицы. Такие перевозчики в поле зрения СБУ?
— Они могут быть в нашем поле зрения. При условии, если их действия будут направлены против госбезопасности Украины или в том случае, когда такие граждане окажутся причастными к финансированию террористических организаций.
— Сейчас в Киеве как нигде много приезжих. Есть ли проверки "на сепаратизм"?
— Конечно. Но их неправильно называть фильтрационными методами. Перед нами как перед спецслужбой стоит задача: предупредить совершение преступления, особенно — теракта. Очень много людей, которые переехали в Киев либо область, пытаются информационно повлиять. Таких граждан, которые призывают к свержению конституционного строя, "опекает" целый отдел. То есть мы мониторим интернет-пространство в поисках подобных призывов и их авторов. Есть пример, когда человек призывал к сепаратизму в соцсетях. В таких случаях проводится экспертиза, после ее итогов открывается уголовное производство, и лицо задерживается. В данном случае выявленный нами гражданин средних лет заявил, что мечтал о возвращении в СССР, что настроен пророссийски. Добавлю, что сейчас таких граждан единицы, массовой агитации нет. Но скажу и то, что российская пропаганда не останавливается ни на минуту. Посредством общественных организаций, различных фондов пытаются изменить вектор движения Украины. Мы же противостоим этому.
— Откуда черпаете информацию об угрозах?
— Из открытых и закрытых источников, от граждан и СМИ. Также поступают устные и письменные заявления о том, что, например, некоторые граждане ведут антиукраинскую агитацию. Наши сотрудники в таких случаях перепроверяют такую информацию, опрашивают свидетелей. Просто так, на основании лишь обращения, обвинение не предъявляется. Если говорить конкретнее, например, о переселенцах, то выясняем, приехал ли человек с семьей либо прибыл лишь с "переселенческой легендой", чтобы дестабилизировать ситуацию.
Как один из вариантов примера работы российских спецслужб могу привести следующее: появление так называемых псевдотерриториальных общин в том или ином населенном пункте области или страны, которые не имеют ничего общего с законом Украины о местном самоуправлении или распределением полномочий между центральными и местными органами власти. То есть, они существуют только на бумаге. От имени определенных лиц, которые называют себя уполномоченными территориальных общин, неким центром готовятся и рассылаются письма практически во все органы власти местных советов с целью отвлечения их от выполнения своих функций. А среди населения это посеет смуту в вопросе создания территориальных громад. Они вовлекают в свой процесс отдельные группы граждан, которых условно назначают на должности руководителей земельных ресурсов и прочих подразделений, изготавливают бланки, печати и другие атрибуты власти. Все это носит формальный характер.