Суд арестовал городского прокурора Дениса Прохоренко, подозреваемого в вымогательстве и получении взятки в 25 тысяч долларов, на 90 дней. Но он может выйти на свободу под залог более чем в полтора миллиона гривень. Это одна из самых больших сумм, которую суды когда-либо назначали херсонским коррупционерам.
Напомним, 19 мая, в конце рабочего дня, в кабинете старшего прокурора Херсонской городской прокуратуры Дениса Прохоренко, проработавшего на должности менее полугода, прошел обыск. Детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБ) изъяли из сейфа пачки денег и задержали прокурора по подозрению в вымогательстве и получении взятки в 25 тысяч долларов. Арестованного сразу же увезли в Киев. Именно там, в Соломенском районном суде столицы, рассматривался вопрос о его дальнейшей судьбе – об ограничении передвижения или полном лишении свободы на время следствия.
Адвокат и сам подсудимый просили “мягкого ограничения”, так как прокурор ранее не судим, никому не угрожал, и никого не убил. Но суд вынес максимально жесткое решение: мера пресечения – 2 месяца нахождения под стражей. Или, как альтернатива, назначен залог в 1 миллион 522 тысячи 500 грн. Хотя законодательство определяет, что залог может быть до трехсот размеров минимальной зарплаты, в данном случае его сумма почти в четыре раза выше “нормы”. Такое исключение возможно в случае особо тяжких преступлений, но, в то же время, сумма залога не может быть непосильной для подозреваемого. Получается, что у Дениса Прохоренко эти деньги есть?
За Прохоренко следили не один день. Зафиксировали, как он несколько раз встречался с “заинтересованным лицом”...
Но согласно документам, которые прокурор обнародовал в прошлом году, когда проходил люстрационную проверку, олигархом назвать его сложно. Итак, зарплата у него была, в среднем, около 7 тысяч гривень в месяц, были сбережения в банке – чуть более 100 тысяч грн. И еще на его имя приватизирована квартира площадью 65,9 кв. м. Он женат, у него двое детей – сын и дочка. У жены есть машина, “Ситроен С4” , 2014 года выпуска. Но больше никакого имущества у семьи нет: ни других квартир и домов, ни дач, ни земельных участков не имеют. И люстрационную проверку Денис Прохоренко прошел успешно – фискальные службы не нашли никаких скрытых фактов или неточностей в декларации прокурора.
Да и доллары, и гривни, которые у него нашли в сейфе – изъяты и приложены к делу как вещественные доказательства. Так где он может взять те самые “посильные” полтора миллиона?
В этом деле много неясного. Во-первых, слежку, обыски и задержание проводили детективы НАБ, хотя городская прокуратура – не их уровень. Это то же самое, как если бы начальник областной полиции сам поехал в Нижние Серогозы искать, кто у бабушки из погреба украл прошлогоднюю банку с огурцами.
Поэтому многие СМИ сразу заподозрили, что Денис Прохоренко брал деньги не для себя, а для кого-то “сверху”. Эту версию уже официально подтверждают обнародованные материалы судебного заседания. Согласно показаниям фигурантов дела, Денис Прохоренко брал деньги не для себя, а для первого заместителя прокурора Херсонской области, то есть, для Сергея Цыганка – именно он с августа прошлого года занимает эту должность.
И тут же возникает следующий вопрос: почему же тогда детективы прервали операцию “на половине пути” ?
Ведь за Денисом Прохоренко следили не один день. Зафиксировали, как он несколько раз встречался с “заинтересованным лицом” в кафе “Сонет” на ул. Кулика. Первая встреча состоялась еще 20 апреля. Тогда прокурор сам намекнул некоему посреднику, что может помочь закрыть два уголовных дела, так как дружен с первым замом облпрокуратуры. И назвал стоимость “услуг” – 30 тысяч долларов. Гарантия договоренности – оплата после того, как дела будут закрыты. Следующая встреча была 13 мая, в том же кафе. На нее, кроме посредника пришло и “заинтересованное лицо”. В этот день Денис Прохоренко принес доказательство своих обещаний – постановления прокурора Геническа о закрытии двух уголовных производств, начатых следствием в марте и в апреле этого года. Тут же, в кафе, договорились о том, как и когда будет оплата, причем “стоимость услуг” снизилась до 25 тысяч долларов. Деньги были переданы знакомому прокурора недалеко от того же кафе “Сонет” 17 мая. Часть долларов на следующий день тот человек отдал другим людям, – возвратил долг товарища. Еще 500 долларов оставил себе, за посредничество в деле. А оставшуюся сумму принес Денису Прохоренко только через два дня, примерно в 14 часов, 19 мая, прямо на работу.
Но, вместо того, чтобы проследить далее “всю цепочку”, когда деньги дойдут до упомянутого Сергея Цыганка, детективы сворачивают следствие и “хлопают” среднее звено. Обыскивают кабинет городского прокурора, изымают купюры, серии и номера которых были переписаны заранее, до передачи взятки. Обыскивают квартиру знакомого Дениса Прохоренко и изымают у него пятьсот долларов, находят и “кредитора”, и у него забирают выплаченную часть долга.
И только потом, после ареста городского прокурора, вроде как допросили Сергея Цыганка. Официальных комментариев по этому поводу нет, но, по крайней мере, об этом ходят слухи. И если слухи правдивы, то какой смысл в том допросе? Неужели на голословные обвинения в коррупции, не подтвержденные фактами и уликами, он тут же чистосердечно признается и искренне раскается? Не думаю, что детективы НАБ столь наивны.
Но ведь должно же быть в этом деле еще что-то такое, что привлекло внимание киевского органа к нашей городской прокуратуре. И какое отношение к этому прецеденту имеет загадочная попытка самоубийства судьи Леонида Скрыпника, о которой мы писали в прошлом номере?
Как известно, в начале года Указом Президента наши районные суды были упразднены, а вместо них начали создавать один, городской. Причем при переводе служителей Фемиды на новое место работы, они должны были пройти четыре “фильтра” – проверку на честность и компетентность. Это был своего рода эксперимент: апробировать на Херсоне изменения законодательства, очередная попытка вернуть доверие граждан к судебной системе.
Первыми проверку прошли 10 судей. Процесс назначения других 36-ти растянулся во времени. По странному стечению обстоятельств, именно в начале апреля Высшая квалификационная комиссия судей рассматривала вопрос о переводе еще 21 судьи районных судов Херсона, в том числе и “ничем не примечательных” – не замеченных журналистами в громких коррупционных скандалах Леонида Скрыпника и Валентины Прохоренко.
Комиссия рекомендовала на новые должности 13 человек. Среди них – Михаила Стамбулу (судьи Каховского горрайонного суда Херсонской области), о котором “Вгору” не раз писала, как, например, он узаконил продажу девятиэтажки ХБК, “распилив” ее по этажам. Потом профсоюз с прокуратурой несколько лет, с превеликим трудом, возвращали ее в государственную собственность, потому что судебное дело “потерялось”. А будучи председателем Днепровского районного суда Херсона, использовал свое служебное положение для давления на коллегу – чтобы она рассмотрела дело и приняла “нужное решение”. О тех перипетиях “Вгору” тоже не раз писала.
Прошел проверку и Владимир Званчук, который как-то объявил заседание закрытым только для того, чтобы не допустить на процесс журналистов. Дело было стандартным, ни о государственной тайне, ни об интересах детей речь не шла. Судили двух взрослых людей за торговлю наркотиками. Но нам сообщили, что один из них заплатил взятку, а у другого денег не оказалось. Доказать передачу-получение денег мы не могли, но корреспондентам “Вгору” было интересно проследить, как судья “поделит” наказание. А Владимир Званчук, увидев журналиста, сначала сбежал с заседания, а потом объявил процесс закрытым.
Тем не менее, эти судьи успешно преодолели “четыре фильтра”, а вопрос по переводу Леонида Скрыпника и Валентины Прохоренко был отложен на неопределенное время. И именно после этого супруг Валентины Прохоренко нашел “заинтересованное лицо”, встретился с ним в кафе и предложил содействие в закрытии уголовных дел.
Параллельно вспоминается история еще одного судьи Каховского горрайонного суда, Сергея Таранцова, который содействовал воровству КАМАЗа. Только через несколько лет, под давлением правозащитников и журналистов, Высшая квалификационная комиссия судей начала дисциплинарное производство в отношении Сергея Таранцова. И тогда, как рассказывали каховчане, он заметался по знакомым, собирая 20 тысяч долларов, чтобы “решить вопрос”. Очень похожая сумма на ту, что фигурирует в деле Дениса Прохоренко, не правда ли? И не тут ли “собака зарыта” ?
Очень жаль, если мои предположения окажутся правдой. Это значит, что и очередная попытка очищения судебных рядов – не состоялась.