ФИФА – организация, которую Путин купил первой. Причем сделал это очень просто: весь механизм описан Игорем Рабинером, спортивным журналистом, в книге «Как Россия купила чемпионат мира по футболу-2018?». Из-за того, что она издавалась еще до войны, в 2012 году, издательство испугалось и переименовало ее в «Как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018?»: но смысл книги от этого, конечно, не поменялся. Там четко описана технология подкупа голосующих членов исполкома ФИФА: как тогда действовала Россия. Это важно знать: в конце я объясню, почему. Когда Путину нужно было купить этот чемпионат себе, он собрал аналитическую группу. Они просмотрели всех голосующих членов исполкома ФИФА. Дальше – решать: есть такие страны, как Англия, которые за РФ никогда не проголосуют – с ними не работали. Есть страны, зависимые от РФ, которые точно проголосуют за них – их не трогали: они и так «свои» – только «конфетки» раздадим. И есть третья часть стран, которые непонятно, за кого проголосуют – как раз с ними и нужно работать. И вот еще тогда РФ, только закончившая войну в Грузии, но еще не вторгнувшаяся в Украину и не аннексировавшая Крым, начала работать.
Как? Это хорошо описано в книге Рабинера: сначала – составили досье на каждого члена исполкома ФИФА, посмотрели, у кого какие есть проблемы. В Африке и странах третьего мира – кто кому что должен, возможно, кто в казино играет, у кого проблемы с их футбольным клубом. Затем составили на каждого, так сказать, портфолио и начали смотреть, чем они могут подкупить этого человека. Кому-то дали $100 000, кому-то – миллион, кому-то – меньше. Но смысл в том, что они проработали, что могли – и получили хороший результат. Они сделали то же, что и с Олимпиадой в Сочи. Тогда путинские эмиссары заранее договаривались с членами МОК, которые их интересовали по той же схеме: плюс-минус лояльные, или те, кто могут поддаться. Они говорили свои «хотелки», российские эмиссары обещали: поможем. А когда было голосование в Гватемале, Путин принимал глав Олимпийских комитетов у себя в гостинице, жал руки и подтверждал гарантии.
Эту сцену наблюдал тогдашний замредактора газеты «Советский спорт» Саша Зильберт – сейчас он ватник, сторонник «Крымнаш», бывший мой друг – тогда он проник в гостиницу и наблюдал, как цепочкой через каждые 2 мин представители разных стран залетали в номер Путина, чтобы получить кивок, мол, их договоренности в силе. Так РФ решает свои вопросы: так она получила Олимпиаду в Сочи и ЧМ-2018.
Почему это важно, причем не в смысле спорта, а в смысле политики – как прецедент. Дело в том, что так же, как с членами МОК и исполкома ФИФА, Россия работает и с западными политиками: находит слабые звенья, которые так или иначе с ними могут быть связаны. Эдакая фсбэшная работа – найти слабые места и за них подергать. Скорее всего, слабые места – это деньги или компромат. Думаю, что в случае с президентом США работает как раз история с компроматом.
Что происходит дальше? Они составляют досье на западных политиков – такая себе нешуточная история, ничего спонтанного: они находят людей и начинают с ними работать разными путями. Не знаю, как именно с каждым имеют дело. Но можно предположить, что у западных политиков тяжело с деньгами: там все декларируется, борьба с коррупцией, трудно получить дополнительные доходы, тем более их легализовать. В этом случае работает российский кэш: через «Россотрудничество» и всякие подобные организации. На самом деле, любое посольство РФ или любой офис «Россотрудничества» – это такая себе касса, где лежит чемодан с деньгами, которые раздаются политикам и журналистам. Что, условно, происходит в Германии и Франции? Они создают себе пул симпатиков, приглашают их на обеды, на встречи с послами, на праздники, посвященные РФ. И там через какое-то время выискивают людей и непрозрачно намекают на сотрудничество: а других способов повысить свое благосостояние у многих европейских политиков нет. Не говоря уже о политиках из других регионов.
И начинается работа: людям предлагают помощь. Конечно, РФ не делает это из бюджета – никогда подобное не фиксируется. Но для покупки ЧМ-2018, как и Олимпиады, действовал простой алгоритм: Путин вызывает к себе олигархов и говорит: «Иван Иванович, ты мне должен купить Олимпиаду, а ты – чемпионат мира по футболу, а ты – депутатов Бундестага, а ты – вложиться в избирательную кампанию президента США». Кстати, если у кого-то есть иллюзии – посмотрите, какие бюджеты тратились на поддержку Трампа во время избирательной кампании. Это неимоверные деньги: они не бросали их на воздух – обучали директоров фабрик троллей, возили их в США, обучали их ведению агитации среди американцев.
В США действовала та же система: просматривались штаты, где точно не будет поддержки РФ, и они за Клинтон, демократов, где нет смысла тратить деньги; другие штаты – которые точно за Трампа и там тоже нет смысла тратиться; а также выявляли штаты, где нужно поработать, чтобы количество избирателей позволяло сделать Трампа президентом США. Именно на проблемы этих штатов они натравляли троллей: писать комментарии, посты, чтобы местные жители понимали, что именно Трамп, а не Хилари, способны их решить. Так они добивались победы Трампа. Именно по такой схеме покупки ЧМ-2018, они работают везде и всегда. Схема нехитрая и простая, но зато эффективная.
И главный вред этого ЧМ-2018, в котором точно победил Путин и больше никто, все остальное забудется – останется только это: как никто не помнит чемпионатов и Олимпиад в других диктатурах – помнят только, что они были именно в диктатурах, и что после этого случилось. Думаю, главный урок этого чемпионата в том, что у Путина получилось коррумпировать международную структуру: процесс покупок обкатался, чиновники легко продаются. И это совершенно законченный и успешный кейс для него.
Смотрите сами: ЧМ-2018 куплен, чиновники – куплены, практически все население – ликует, оппозиции нет – вся оппозиция, в том числе Ходорковский, тоже радуются победе России. Ходорковский даже пишет, что наконец-то сформировалась нация, которая вне политики, но за футбол. А ведь мы понимаем, что эта нация – за русский рейх, за Россию, которой то ли наивно, то ли нет, радуется Ходорковский. И мы знаем, что от этой нации еще натерпимся. Я не сомневаюсь, что политика Путина будет такой во всем мире: где он не возьмет политикой –он возьмет войной. Конечно, первая его цель – это Украина: на будущих выборах он будет обкатывать самые разные технологии, чтобы продвинуть своего кандидата.
Подробнее в видеоблоге Айдера Муждабаева: