В Херсоне прошла пресс-конференция о поддержке переселенцев в организации своего бизнеса. Прозвучали реальные истории успеха людей, в одночасье потерявших “малую родину” и работу, но не опустивших руки.
В этом плане показательна история Юрия Кравченко, директора предприятия “РИМ”, участника проекта поддержки внутренне перемещенных лиц и местных громад, который в Херсонской области реализует общественная организация “Вектор развития” .
Юрий рассказал, как в 2014 году пришлось бежать из Крыма. Он родился и жил до 2006 года в Первомайске Луганской области. Потом переехал с семьей в Феодосию, откуда год назад уехали в срочном порядке: “Мы прихватили сумку, в которой было 15 памперсов, детское питание и немного денег. Я бы не смог там остаться. Уже и соседями начался конфликт. Поздороваешься на украинском языке, сразу ползут слухи, что ты связан с Правым сектором”. В Первомайск вернуться тоже вряд ли получится – там их “ждет” разрушенный дом.
У Юрия в Феодосии остался налаженный бизнес: магазины по продаже ритуальных памятников и предприятие по укладке тротуарной плитки. В Херсоне сначала остановились у знакомых, потом жили в церкви. Но там не задержались – Юрий, не привыкший сидеть сложа руки, организовал аттракцион, рассчитав, что в курортной зоне он будет востребован. Тем более, что нужно было содержать семью, а старший сын-инвалид требовал особого ухода. В августе Юрий принял участие в программе. Вместе с женой – парикмахером, также подавшей свой бизнес-план на конкурс. Оба попали в список победителей. Жена уже трудится, а Юрий ожидает оборудование: “Я бы все равно занялся любимым делом, но такая помощь – это решение многих проблем. На моем предприятии будет до 60% внутренне перемещенных лиц. Уже сегодня у нас есть заказы на установку еврозаборов и садово-парковой архитектуры. Мы хотим выйти на уровень работы с городом. Меня пугают откатами, но я верю, что все будет по-честному. Тем более, что, сравнив существующие цены на подобные работы, я могу предложить свои услуги со скидкой на 20%. Пешеходные покрытия могут обойтись городу на 50% дешевле, если использовать плитку, а не асфальт” .
Как и многие переселенцы, Юрий столкнулся с бюрократией. Получение справок, подтверждающих предпринимательство и статус многодетной семьи, измотало настолько, что Юрий решил не тратить время еще и на получение положенных соцвыплат: “Пока я не позвонил в Министерство соцполитики и не выяснил, в чем обязанности соцработников и почему их работа похожа на саботаж, дело не сдвинулось. Зато после звонка все сделали за одну минуту. Но больше я по кабинетам не ходок. Сам заработаю” .
Для участия в программах отбираются те, кто четко нацелен на реализацию своих предпринимательских амбиций...
Это – блестящий пример отказа от иждивенчества за счет государства, которым живут многие наши соотечественники. А еще Юрий затевает разные общественные инициативы, например, с группой единомышленников в августе 2015 г. реконструировал Димитровский парк: “Когда друзьям показал фото парка до реконструкции, они сказали: “Ты что, в Припяти снимал?” Собственный парк не узнали. Теперь там все изменилось до неузнаваемости” .
По данным Министерства соцполитики, сегодня в Украине более полутора миллионов внутренне перемещённых лиц, вынужденных покинуть свои дома. А скольким им нужно рабочих мест? Понятно, одна только Госслужба занятости с таким наплывом не справится. Сегодня в стране действует несколько международных миссий и десятки общественных организаций, основная задача которых – помочь переселенцам начать новую жизнь не совсем с нуля, проводя для них тренинги по основам предпринимательской деятельности и выделяя небольшую стартовую сумму для создания бизнеса.
Международная организация по миграции (МОМ) при финансовой поддержке Министерства международного развития Великобритании также видит свою миссию в том, чтобы способствовать самозанятости переселенцев. Речь о проекте “Стабилизационная поддержка внутренне перемещенных лиц и местных громад в Украине”. Участники проекта при поддержке тренеров разрабатывали бизнес-планы, чтобы получить гранты на оборудование для старта собственного дела или развитие бизнеса. Если защита бизнес-плана прошла успешно, будущий предприниматель получает “стартовый капитал” – $ 2,5 тысячи на закупку оборудования и $ 900 долларов – для стартапа. По итогу первого этапа 83 человека успешно прошли тренинги и написали свои бизнес-планы. На помощь в микропредпринимательстве претендовали 29 человек. 14 из них выиграли грант на оборудование. Из 54 человек, желающих открыть или расширить свое дело, 31 получит оборудование для реализации бизнес-планов.
Чтобы предупредить скептические ремарки по поводу “бесполезного бросания финансов в бездонный котел” и “а что это дает области”, координатор проекта Ольга Авраменко объясняет, что для участия в программах отбираются те, кто четко нацелен на реализацию своих предпринимательских амбиций. Особенно это полезно для людей, которые и в родных местах активно себя проявляли, развивали собственное дело и готовы не просто преодолевать трудности адаптации на новой “родине”, а успешно в нее интегрировать. У них мощная мотивация, им некуда больше бежать. Да и они, подобно Юрию Кравченко, не намерены апатично ждать подачек в виде социальных выплат.
Именно эти целеустремленные граждане – перспективная целевая аудитория для грантодателей. По словам Ольги Авраменко, “представители МОМ считают, что человек должен сам зарабатывать себе на хлеб, и помогают ему в этом. Думаю, в помощь людям, которые вынуждены начинать все сначала, гранты будут хорошим подспорьем. Им дали удочки, а рыбу они должны научиться ловить. И это правильно. Кроме того, МОМ очень пристально следит за прозрачностью всех процессов, чтобы не допустить махинаций и коррупции”.
P.S. По вопросам участия в проекте обращайтесь в НГО “Вектор развития”: контактный телефон: 050-707-46-84 Ольга Авраменко E-mail: [email protected]