В Херсон приезжал руководитель общественной организации «Всеукраинская ассоциация переселенцев» Руслан Калинин.
Он встречался с живущими в областном центре переселенцами с Донбасса и из Крыма. Говорил, что сейчас у него — своего рода «гастрольный тур» по Украине. Во время его он рассказывает переселенцам о программе «Доступное жилье». Эта программа позволяет покупать новые квартиры с 50-процентной скидкой, которую застройщику компенсирует государство. Об этой программе мы ранее писали.
Провластная… оппозиция
В нашей области Калинин повел две встречи — в областном центре и в Геническе. На последней, по его словам, присутствовали около ста человек, которые активно проявляли интерес к предмету разговора. А в Херсоне продолжавшееся около полутора часов мероприятие посетили около десятка человек, из которых переселенцы — четверо.
То есть, встреча в областном центре провалилась. Но при этом была довольно показательной. В первую очередь — парадоксальностью. Руслан Калинин рекламировал государственную программу, курируемую Министерством регионального развития. Но рекламировал отнюдь не от имени и не по поручению этого министерства. На вопрос корреспондента онлайн-газеты «Вгору» о том, кто финансирует его вояжи (планы на ближайшее будущее — посетить Львов, Винницу и Полтаву) глава «Всеукраинской ассоциации переселенцев» ответил кратко и не вдаваясь в конкретику: «Финансируют те, кто меня приглашает». А за его спиной стоял баннер с логотипом одной из политических партий. Эта партия после многолетнего пребывания в стане неудачников украинского политикума вдруг получила неплохие рейтинги и шанс стать парламентской благодаря своей критике действующей власти и на фоне ее колоссальной непопулярности. А в зале сидел руководитель областной парторганизации.
Калинин пояснил, что лидер этой партии — единственный из хотя бы относительно заметных украинских политиков всерьез заинтересовался возможностью получить симпатиков среди переселенцев.
Сложно сказать, каким в перспективе будет результат такого сотрудничества, но пока получился довольно странный симбиоз. То ли государственная программа пропагандируется при поддержке партии, активно критикующей власть. То ли это — промо-компания критикующей власть партии под «соусом» пропаганды государственной программы. В общем, концепция мероприятия вызвала недоумение.
Разница же в количестве людей (особенно — переселенцев!), пришедших в Геническе и в Херсоне на встречу с Калининым — более чем красноречивый показатель уровня доверия переселенцев, живущих в областном центре, к реализуемым по линии государства программам. Кстати, и сам руководитель «Всеукраинской ассоциации переселенцев» признал, что Херсонщина — регион с весьма прохладным отношением к той же программе «Доступное жилье». Пока только 16 переселенцев изъявили желание участвовать в ней. Из 14 тысяч, живущих в регионе. Жилье не получил еще никто.
У трех министерств переселенцы без жилья
По словам Руслана Калинина, решением одной из важнейших для вынужденных переселенцев проблем – жилищной – занимаются три министерства — Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), Минсоцполитики и Минрегионразвития. Каков результат?
Да, по большому счету, никакого. Из 1 млн. 512 тыс. 755 переселенцев из Донбасса и Крыма (по данным Минсоцполитики на 25 июня 2018 г.) только один процент смог самостоятельно приобрести собственное жилье. А количество людей, получивших на новом месте постоянное жилье по государственным и местным программам — того меньше.
Это при том, что по результатам социологических исследований 82 % ВПЛ назвали жилищную проблему наиболее острой. И 72 % не намерены возвращаться на Донбасс или в Крым даже после деоккупации, так как у людей за прошедшие четыре года появились новая работа, новые социальные связи, а возвращение — необходимость в который раз начинать жизнь с нуля, да еще и в крайне неблагоприятных условиях пережившей оккупацию территории.
Как рассказал глава «Всеукраинской ассоциации переселенцев», по линии главного «переселенческого» министерства — по делам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц — практически нет жилищных программ, разве что при содействии министерства в этом году в Мариуполе предоставили для ВПЛ 40 квартир, но квартиры предоставляла местная власть, а их счастливыми обладателями стали люди, которых сочли полезными для города — врачи, педагоги, сотрудники силовых структур...
Минсоцполитики является распорядителем грантов, получаемых из Германии на решение украинских переселенческих жилищных вопросов. На эти деньги уже оборудовали временные жилища для 713 человек, а на будущее — более солидные планы: дать жилье полутора тысячам переселенцев, правда, живущим только в приоритетных для проекта областях — Донецкая, Луганская (подконтрольные украинской власти территории), Харьковская, Днепропетровская, Запорожская.
Наиболее масштабная и не имеющая региональных ограничений жилищная программа для ВПЛ, «Доступное жилье», реализуется под патронатом Министерства регионального развития. По словам Калинина, в прошлом году на ее реализацию выделяли 30 млн. грн., которые позволили обеспечить жильем 89 семей. Финансирование программы на этот год — 100 млн., чего хватит примерно на 150 семей.
«На данный момент заявки на участие в программе подали более 6 тысяч семей. До конца года это цифра будет — более 10 тыс. Мы требуем дофинансировать программу на 900 млн. грн. Ежегодное выделение 1 млрд. грн. позволить решать жилищную проблему до 4 тысяч семей», - сказал Калинин.
Но даже за 50-процентную оплату переселенцы в этом году пока не могут получить жилье. По словам Руслана Калинина, не улажены нужные формальности:
«Программа до сих пор не запущена. Фактически шесть месяцев она не работает. Кабмин не принял новое постановление, в котором бы четко была прописана процедура выбора застройщиков. Мы совместно с другими общественными организациями несколько дней проводили переговоры с Министерством регионального развития, вместе прописывали несколько пунктов постановления, вышли к единому понятному документу. Затем постановление подписал министр, но теперь оно должно пройти согласование четырех министерств и быть вынесено на Кабмин. Месяц министерства согласовывают. В лучшем случае программа заработает в сентябре».
Бедный? На задворки!
Разумеется, далеко не все переселенцы смогут «наскрести» денег на покупку недвижимости даже с 50-процентной скидкой. Для таких людей «Всеукраинская ассоциация переселенцев» хочет «пробить» государственные гранты на покупку жилья в селах, поселках и в городах с населением до 300 тыс. человек.
Руслан Калинин объяснил такое ограничение тем, что недвижимость в небольших населенных пунктах — более дешевая, и благодаря этому получится скорее решить жилищную проблему для большого количества ВПЛ.
На реплику о том, что небольшие города нередко — депрессивные, с оставляющей желать лучшего социально-экономической ситуацией и высоким уровнем безработицы (Херсонская область — не исключение), Калинин ответил, что, по его мнению, проблема трудоустройства зачастую сводится к нежеланию человека реально найти работу.
Да, если переселенцам-активистам удастся «пробить» такую грантовую программу, скорее всего, найдутся желающие ею воспользоваться. Видимо, будут и люди, которые ради возможности для семьи иметь крышу над головой пожертвуют любимым делом и, поселившись в небольшом населенном пункте, трудоустроятся куда угодно, где требуются рабочие руки. Но обеспечит ли человеку такое насилие над собой нормальное качество жизни? И для государства не станет ли такая практика колоссально неэффективным использованием человеческого капитала?
При этом Руслан Калинин с восторгом рассказывал об опыте Грузии, который он изучал, посетив эту страну. Власти Грузии, осознав неэффективность полумер, сейчас расселяют прибывших из оккупированных Россией Абхазии и Южной Осетии переселенцев в новых квартирах, купленных за бюджетные деньги. Интерес власти в именно таком решении проблемы: значительное уменьшение представителей социально уязвимых слоев населения, требующих постоянной поддержки.
Почему бы и «Всеукраинской ассоциации переселенцев» не потребовать от нашей власти именно такого решения одной из наиболее острых социальных проблем?