Ещё в феврале текущего года вступил в силу Закон Украины № 955-VIII “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо запровадження контрактної форми роботи у сфері культури та конкурсної процедури призначення керівників державних та комунальних закладів культури”. Теперь, согласно новой редакции Закона Украины “Про культуру”, “Органи управління державних та комунальних закладів культури … зобов’язані розірвати безстрокові трудові договори з керівниками державних та комунальних закладів культури і провести конкурс на заміщення посад керівників таких закладів...”
Аккурат в День независимости Украины 24 августа – полугодовой срок, отведенный законодательством на процедуру увольнения директоров учреждений сферы культуры и проведения конкурса на замещение их должностей, благополучно истёк. Ну и что мы имеем на сегодня? Херсонский облсовет, а именно он, согласно Закона № 955-VIII, является управляющим органом для областных музеев, библиотек, театров и других областных учреждений культуры, требование действующего законодательства тупо проигнорировал. По закону депутаты должны были разместить объявление о проведении конкурса “на офіційному веб-сайті органу управління, на інформаційних сайтах, сайтах професійного спрямування, сайтах установ культури...”. Интернет пестрит такого рода объявлениями по всем регионам Украины. И только у нас – ни гу-гу. То есть, оговоренное Законом “Оголошення про конкурс” (пункт 5 Статьи 21-2 новой редакции ЗУ “Про культуру” ) в предусмотренный законом срок по факту НЕ СОСТОЯЛОСЬ.
По склонности к махровому беззаконию с Херсонским облсоветом может сравниться разве что Херсонская обладминистрация и её руководство. Ещё в начале года облсовет принимает “Положення про формування складу та організацію роботи конкурсної комісії з проведення конкурсного добору на посаду керівника закладу культури”. Этим документом депутаты поручили организацию хлопотной конкурсной процедуры обласной администрации. Согласно Положению, “Конкурс на посаду керівника комунального закладу культури оголошується розпорядженням голови Херсонської обласної державної адміністрації”. На сайте обладминистрации я пересмотрел названия многих сотен распоряжений его главы за последние полгода и по состоянию на вечер 24 августа не обнаружил ничего даже отдалённо схожего с объявлением такого рода конкурса. Вот любопытно, что мешало губернатору выполнить требования Закона? Впрочем, совсем не факт, что конкурса нет. Способность наших чиновников обходить законы и тщательно маскировать открытые публичные процедуры, выписанные действующим законодательством, хорошо известна.
Кому выгодно незаконное пребывание в директорских креслах намертво приросших к этим креслам чиновных пенсионеров...
Есть в этом деле ещё одна странность. Упомянутое выше Положение предполагает, что “Херсонська обласна державна адміністрація не пізніше наступного робочого дня після прийняття в установленному порядку рішення щодо оголошення конкурсу на посаду керівника закладу культури: 1) розміщує на своєму офіційному веб-сайті інформацію про строк, до якого приймаються пропозиції від громадських організацій щодо кандидатур для включення до складу конкурсної комісії ...; 2) інформує листом заклад культури щодо необхідності визначення на загальних зборах трудового колективу кандидатур для включення до складу конкурсної комісії...” . Никакой информации ни про какие сроки ни на каких сайтах до вечера 24 августа так и не появилось, а вот общее собрание трудового коллектива Херсонского областного краеведческого музея состоялось аккурат 23 августа.
Возникает вопрос, направлялось ли письмо обладминистрации в музей? И если направлялось, то почему не выполнен цитированный выше пункт 1) “Положения”? Согласно этой части документа, не позднее 23 августа на веб-сайте обладминистрации должна была быть выставлена уйма информации: “строк розгляду пропозицій, дату та місце проведення жеребкування …, інформацію про відповідальну особу, номер її телефону та адресу електронної пошти”, чего в упор не наблюдается. Ну а если никакого письма не было, то собрание трудового коллектива музея – это всего лишь самодеятельность музейного руководства, и результаты голосования по конкурсной комиссии никакой юридической силы не имеют.
Кому выгодно незаконное пребывание в директорских креслах намертво приросших к этим креслам чиновных пенсионеров, объяснять не надо. Им самим, в первую очередь. А вот по каким таким причинам их в этом стремлении поддерживает облсовет и обладминистрация, надо разобраться. Ясно лишь, что саботирование областной властью закона “Про культуру” имеет все признаки масштабного коррупционного деяния.