Украина меняется, вводит критически важные реформы, воплощает ценности Свободного мира и защищает не только свою безопасность, но и безопасность всей Европы. Именно такой посыл несет в себе украинский фотопроект ".RAW Украина на передовой", который привезла в США делегация во главе с госсекретарем Министерства информационной политики Артемом Биденко.
Экспозиция открылась в субботу в центре Нью-Йорка, однако накануне украинская делегация успела провести ряд встреч в Вашингтоне с представителями правительства США и экспертного общества. О том, как воспринимают Украину-информационную в Соединенных Штатах, в чем наши подходы до сих пор разнятся с западными, как проявила себя мультимедийная платформа иновещания, Артем Биденко рассказал в эксклюзивном интервью Укринформу.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем визите, с чем вы приехали в США, что планируете сделать, с кем запланированы встречи?
- Ключевая цель визита – открытие экспозиции, посвященной Украинской армии и изменениям, которые произошли в ней, а также евроатлантическим намерениям, оптимизму и интеграции Украины. Министерство информационной политики поддержало эту презентацию вместе с общественными организациями, в частности, Центром стратегических коммуникаций StratСom Ukraine. Показ экспозиции будет происходить в Украинском музее в Нью-Йорке.
В то же время, мы приняли участие в мероприятиях в Вашингтоне, организованных с помощью Посольства Украины в США и Посольства США в Украине. Это, в том числе, встречи с представителями Госдепа, а также в экспертном центре Atlantic Council.
- По итогам встреч, которые уже прошли в Вашингтоне, о чем Мининформполитики договаривается с американской стороной? Намечаются ли совместные проекты?
- На этот раз речь не шла о совместных проектах, мы, скорее, презентовали те проекты, которые вводит министерство и озвучивали намерения на следующий год, в частности, относительно проведения исследований, а также разработки и публикации материалов о ситуации в Украине, как положительных – то есть, продвижение реформ в Украине – так и тех, что касаются конфликта на востоке. Мы предложили кооперацию и Госдепартамента, и Atlantic Council именно по этим направлениям. То есть, мы готовы принимать существующие материалы (у американской стороны – ред.), распространять их в Украине. Мы также готовы предоставлять информацию из Украины для лучшего понимания того, что у нас происходит.
Плюс, мы представили наши наработки, чтобы было лучшее понимание здесь, в Соединенных Штатах, чем мы занимаемся. Без постоянной коммуникации и с учетом бесконечной пропаганды со стороны России, когда нас условно называют "министерством правды", которое ограничивает права журналистов, то есть без прямого контакта мы не получим положительного результата. Поэтому нужно обсуждать на постоянной основе различные темы. Эмине Джаппарова коммуницирует по вопросам Крыма, Дмитрий Золотухин курирует вопросы стратегических коммуникаций. Я, фактически, презентовал Министерство, а также направления своей ответственности – защита свободы слова, защита прав журналистов, промоция Украины.
- Интересен ли американцам опыт противодействия в гибридной войне, в частности, в плане борьбы с фейками и пропагандой?
- Думаю, довольно полезной и эффективной в этом направлении была наша встреча с бывшим послом США в Украине Джоном Хербстом в Atlantic Council. Мы действительно наметили несколько направлений совместной работы на следующий год, касающихся различных мероприятий, в том числе, конференций и тренингов, а также исследований и публикаций материалов. Речь идет именно о ситуации в Украине, а также о "фейковых новостях", "фейковых медиа" и как жить в этом современном мире пост-правды.
Если говорить о Госдепартаменте США, о работе именно по линии сотрудничества с нашими коллегами из соответствующих управлений, то мы, скорее, находимся в статусе налаживания связей и поиска оптимальных путей для коммуникации.
Возможно, это мое субъективное впечатление, но сегодня в Соединенных Штатах происходит определенная смена парадигмы в отношении к Украине, и имеет место некоторое непонимание – где правда, а где неправда. Поэтому лучше сказать, что с американской стороны есть не заинтересованность, а, скорее, неозвученная потребность, которую мы должны сами наполнять, делать предложения. Поэтому наша позиция такова: лучшая контрпропаганда – это правда. Соответственно, это означает необходимость коммуницировать, говорить, общаться, что является лучшим инструментом информационной защиты Украины в мире.
- Для того, чтобы наполнить эту, как вы сформулировали, неозвученную потребность, что именно предлагает Украина?
- Например, сегодня мы рассказали в Госдепе такие ключевые вещи, что Украина выбрала для себя четкие изменения, и это проявляется, прежде всего, в стратегическом планировании. Мы имеем долгосрочное планирование, которое формируется на трех главных элементах: поддержка ценностей Свободного мира, рост экономики, а также вопросы безопасности. Кроме того, есть краткосрочное планирование, которое лежит в основном на плечах правительства и заключается в реализации конкретных реформ. В этом году, например, мы сосредотачиваемся на реформах медицины, образования, налоговой системы, армии, а также на строительстве дорог.
Итак, мы пытаемся объяснить нашим коллегам в США, что в большинстве информация об Украине сильно искажена. За два года мы не можем все реформировать, но мы, молодые политики, говорим теми же словами, что и политики в Соединенных Штатах, у нас такие же ценности и мы однозначно достигнем намеченного результата. Мы должны показывать демократическим странам мира, что мы выбрали этот путь и движемся по нему. У нас сегодня существуют конфликты интересов, которые, кстати, имели место и в США, и в Европе, но через них надо пройти и получить полезный опыт. От них нельзя избавиться в обществе, которое является разнообразным.
- Обсуждали ли вы вопрос арестов украинских журналистов в России и Беларуси? Я имею в виду задержание белорусским КГБ корреспондента Украинского радио Павла Шаройко и содержание больше года в российской тюрьме журналиста Укринформа Романа Сущенко. Что американская сторона говорит об этом?
- Мы сформулировали сегодня эти вопросы таким образом, что мы прекрасно понимаем ситуацию в США, понимаем их позицию, но, конечно же, с нашей стороны мы не можем давить на таких же государственных служащих, требуя от них жестких решений. Поэтому мы обратили внимание на то, что на сегодня существует очень досадное состояние с двойными стандартами, против чего выступают Соединенные Штаты. В качестве примера мы привели ситуацию с нашими журналистами и не только.
Мы также обратили внимание на то, что, когда фейковые медиа наподобие Russia Today говорят об Украине, которая "запретила российские телеканалы", или "не пустила" каких-то журналистов, и эти новости распространяются как "мейнстрим", то это и является двойными стандартами. Почему-то вместе с тем не указывается, что Россия ввела гораздо больше запретов, прибегает к похищению и арестам журналистов, и делала так еще до начала своей агрессии против Украины. Почему, когда говорят, что Украина не пустила двух фейковых журналистов, не указывается, что Россия не пускала журналистов еще пять лет назад?
Это неправильно. Отказ от таких двойных стандартов должно лежать в основе. И именно этот тезис получил абсолютно полное понимание наших американских коллег, потому что это соответствует их собственным ценностям.
- Вы упомянули о Russia Today. США обязали RT зарегистрироваться в качестве иностранного агента, Россия сформировала зеркальный ответ. Зато в ОБСЕ осудили такую практику как по отношению к Штатам, так и к РФ. Почему, на ваш взгляд, на Западе не все воспринимают ситуацию с российской пропагандой однозначно?
- Объяснение простое: западные страны не находятся в состоянии войны с Россией. Они находятся в обычном для себя мире. Однако, десятки лет покоя не означают, что жители Западной демократии забыли о временах холодной войны. Сегодня, как и раньше, они продолжают верить в ценности свободного мира, открытого общества и продолжают считать, что свобода в принципе является основой развития – свобода выражения мнений, свобода религии, свобода быть тем, кем ты есть. Поэтому мы абсолютно понимаем и поддерживаем позицию международных организаций в том, что свободное выражение своих мыслей – это фундамент для существования сегодняшних демократий. Здесь мы никоим образом не выражаем беспокойства относительно позиции ОБСЕ, наоборот, мы абсолютно понимаем. Более того, наше министерство четко стоит на позиции защиты прав журналистов, свободы слова. Никоим образом ни одно медиа не может сказать, что мы каким-то мероприятием, словами или взглядом пытались изменить их позицию. Этого нет и не будет никогда.
Но отличие Украины от европейских стран – в том, что мы находимся в состоянии войны с Россией. Соответственно, это означает, что существует не только белое и черное, но также существуют полутона. И когда свободу слова используют для распространения неправдивой информации, результатом чего становятся потерянные человеческие жизни, то должны быть определенные регулятивные действия в отношении таких вражеских агентов. Это все происходит исключительно в рамках законодательства, судебных решений и никоим образом не ограничивает свободу слова в Украине. То есть, когда мы запрещаем трансляцию пропагандистских телеканалов на территории Украины из-за нарушения украинского законодательства, это не приводит к запрету тех или иных медиа-дискуссий внутри Украины.
УКРАИНСКАЯ АРМИЯ – УЖЕ ДАЛЕКО НЕ СОВЕТСКИЙ ОБРАЗЕЦ
- Вы привезли в США экспозицию ".RAW Украина на передовой" с фактически документальными свидетельствами военных действий на востоке Украины. Что это за проект, и почему вы решили представить его именно в Соединенных Штатах?
- Эта презентация, показ которой продлится до 30 декабря, была создана еще в прошлом году, тогда была напечатана подборка с фотоработами. Она рассказывает о том, что Украинская армия прошла огромный путь от неэффективной по сути структуры советского образца к современной армии, что гарантирует безопасность страны и безопасность Европы. Украина уверенно стала на путь евроатлантической интеграции, поддержки цивилизованных ценностей, коллективной безопасности Европы как определенной среды со свободными людьми и свободными границами. Безопасность – основа этой свободы.
Как еще продемонстрировать намерения Украины и те ценности, которые мы разделяем, как не с помощью художественных средств. Поэтому фотоработы, отражающие реальную жизнь нашей армии – это один из лучших способов показать Западному миру, что Украинская армия – уже давно не капитан Иван Данко из фильма "Красная жара" ("Red Heat" – англ.), которого сыграл Арнольд Шварценеггер, а реально мощная армия, абсолютно на уровне с немецкой, турецкой, британской и другими современными армиями Европы.
Мы провели эту презентацию в Париже на позапрошлой неделе, до этого она была в Берлине, и в дальнейшем будет продвигаться в Европе.
- Кто является целевой аудиторией показа? То есть, это политикум, обычные американские граждане или только украинская диаспора?
- Наша ключевая аудитория – это украинцы, которые живут за рубежом. Мы обращаемся к каждому из них с тем, что если они приведут двух-трех своих друзей не украинцев и покажут им, какой становится Украина, и что происходит в нашем государстве, то мы добьемся своего результата. То есть наша первичная аудитория – это зарубежные украинцы, но мы хотели бы, чтобы эти люди привели иностранцев на презентацию. Кроме того, мы рассчитываем увидеть на выставке журналистов, политиков, лидеров мнений в США.
- В Украине уже больше двух лет действует Мультимедийная платформа иновещания. Как вы оцениваете ее работу? Что удалось сделать за это время, что в перспективе, какие замыслы?
- Мы, фактически, завершаем реформу иновещания Украины. Все началось с принятия законов о системе иновещания, реформирования телеканала иновещания, в декабре состоится ликвидация УТР, и это будет завершением реформы.
Создан новый телеканал UA|TV, плюс произошла определенная реформа, в первую очередь функциональная, в информагентстве Укринформ. На выходе это дало как количественные изменения, так и качественные, причем по многим направлениям. Сегодня меняется качественный состав, и это происходит постоянно – как в Укринформе, так и в UA|TV: привлекаются носители иностранных языков, набираются молодые люди, мы можем платить большие зарплаты. Это все превращает их в современные конкурентоспособные медиа.
Что касается Укринформа – и это для нас очень важный показатель – второй год подряд эксперты, общественные организации, работающие в медиа-сфере, признают информагентство лучшим относительно соответствия журналистским стандартам. То есть, государственное информационное агентство уверенно демонстрирует абсолютную независимость, соответствие стандартам, подтверждает достоверность новостей. Количество людей, которые читают Укринформ, растет, количество языковых версий увеличивается. И если Верховная Рада проголосует за предложенный бюджет, это даст возможность провести технические изменения, то есть закупить оборудование, поставить новую систему обработки новостей, провести ремонты.
Если говорить о UA|TV, то это качественно другая картинка, что признают даже критики министерства. Кроме того, это профессиональная команда с носителями языка, абсолютно на уровне мировых стандартов, а также увеличение в разы аудитории.
Какие еще произошли изменения. Прежде всего, мы отказались от неэффективного спутника, взяли спутник, который работает над Западной Европой. И сегодня мы покрываем Северную Америку, Западную, Восточную, Центральную Европу и частично даже Россию, а также Северную Африку.
Еще один момент: мы создали департамент, нацеленный на международное развитие, который работает именно с кабельными сетями и цифровыми платформами в других странах. Так мы попали в Divan.TV, Megogo, Kartina TV, во все крупнейшие кабельные сети Польши, Грузии, Болгарии, Румынии, сейчас подписываем договоры со Словенией, Словакией. На сегодня имеем более 60 договоров, по кабельным сетям охватываем аудиторию в 80 млн, а спутники покрывают территорию, где проживает более 500 млн жителей. За два года – это очень неплохой результат, и теперь возможность посмотреть UA|TV имеет очень большое количество людей в мире.