Международный учебный проект "Центр подготовки "PATRIOT" выступил инициатором создания учебника и программы для старшеклассников общеобразовательных школ по предмету "Защита Родины".
В следующем году планируется масштабная переподготовка учителей допризывной подготовки по принципу военных сборов. Чему будут учить школьников на новом предмете, видение мобилизационных резервов и реформы Министерства обороны Украины рассказывает основатель и руководитель Международного учебного проекта "Центр подготовки "PATRIOT" Константин Паршин.
Константин Александрович, расскажите почему решили вернуться назад в школу, как возникла идея написать учебник по допризывной подготовке?
Международный учебный проект "Центр подготовки "PATRIOT" занимается разработкой программ и подготовкой личного состава Национальной гвардии Украины. Мы видели этих ребят, видели их подготовку, я сейчас не говорю о физической, у большинства очень низкий уровень знаний. В школе недостаточно начального образования. Взяли учебники, полистали – Советский союз, переведенный на украинский язык. Это выглядит смешно, учебники, больше похожи на историю "Холодной войны", а не на начальную военную подготовку. Разделы о действиях в случае ядерного удара, раздел "Рота в обороне", "Рота в атаке" и т.п. На все это 105 часов. "PATRIOT" инициировал рабочую группу по подготовке нового учебника по новым стандартам, которые отвечают запросам нынешнего времени – новые стандарты тактики, основы тактической медицины, огневая подготовка, общевойсковая подготовка. Отдельный модуль – история Украины, ее армии.
Учебник написали, и он лег на полку в министерстве образования?
Ошибаетесь. Учебник "Защита Родины" уже печатается, с нового 2018 года, он должен быть в украинских школах. Базовая программа рассчитана на учеников 10-11 классов. Мы тесно сотрудничаем с Институтом модернизации образования, там есть поддержка, понимание.
Получается, что учебники новые, а учителя старые? Не получится, что и учителей потом учить придется?
Это еще один из наших проектов – переподготовка преподавателей по данной учебной дисциплине. Пилотный проект готов, он согласован с Институтом модернизации образования, в следующем году мы планируем его осуществить в Киевской области для учителей "Защита Родины". Мероприятие будет проходить совместно с Министерством молодежи, семьи и спорта, Институтом модернизации образования и Международным учебным проектом "Центр подготовки "PATRIOT". Сейчас планируются места проведения. Собираются учителя, допустим, на три дня. Проводятся тренинги учителям, тестируем их, потом выдаём сертификаты. Допустим, из 40 участвующих сертификат получили 20. Следующие 20 едут на новый заезд, третий, четвертый – пока не сдадут. Мы подготовим для них инструкторов, покажем, как надо делать, обеспечим материалами, обучим.
Школьники — это хорошо, но ведь растет спрос на всего рода тактические знания и среди населения. Здесь учебник уже не выход.
Одно из направлений нашей деятельности – это организация центра тактической подготовки, где мы проводим занятия с гражданским населением. Tactical School – это центр подготовки гражданского населения и тех, кто хочет заниматься тактической, специальной и медицинской подготовкой. Пока он действует только в Днепре, но мы ищем варианты и в других крупных городах. Дисциплины, которые мы преподаём, не являются закрытыми или секретными, но дают очень большой навык курсантам, которые проходят эту подготовку, для действий в различных критических ситуациях. Например, если мы говорим о тактической медицине, то эту дисциплину должны знать все. В гражданском обществе сегодняприсутствует угроза терактов, и самое главное в этом случае, любому гражданину, который попал в критическую ситуацию, понимать, какого рода ранение он получил или получили люди рядом. И до приезда соответствующей медицинской бригады оказать первую доврачебную помощь. Это даёт возможность и высокие шансы для сохранения жизни пострадавших. В основном люди погибают не в момент теракта, а от потери крови, от переохлаждения или от болевого шока. Это – триада смерти, так называемая, от которой в первую очередь гибнут люди. Эти знания повышают уровень выживания. Обращение с оружием – тоже очень важная на сегодня дисциплина, которая нужна и гражданскому населению. Должна быть система резерва, и эта система должна быть организована по типу израильской или швейцарской системы, где каждый гражданин, должен быть военнослужащим, должен принимать участие в обороне и защите страны.
Нужны ли такие резервы, в первую очередь государству?
Абсолютно. Каждый человек будет понимать, что он делает и зачем он это делает. Это как во время техногенных или экологических катастроф, когда каждый выполняет свою задачу. Точно также на базе сформированных подразделений, которые являются мобилизационным резервом. И самое главное, это даёт возможность работать с людьми, с гражданами. Это повышает и психологический климат в обществе. Государство недооценивает эти возможности. Гражданское общество на самом деле стремится к этому, всячески заявляет, что эта программа необходима, нужна. Мы как можем ведём такую работу и пропаганду.
Как формировать этот резерв? По принципу Швейцарии или Израиля, где всеобщая военная повинность?
Системы подобные есть. Наш коллега по центру "PATRIOT", бывший заместитель начальника Генерального штаба Грузии Мераб Кикабидзе у нас вёл программу "Защити свой дом". Это должны быть созданные соответствующие резервные подразделения. Туда должны входить люди, живущие на определенных территориях. Для них должна быть дополнительная мотивация, их можно продвигать по общественной линии, можно стимулировать финансово. Система мотивации принимается исходя из бюджетных ресурсов. Если бюджетных средств недостаточно, можно использовать общественные, социальные лифты, которые также дают возможность продвигаться, находить и реализовывать себя. Сегодня роль гражданского общества очень серьёзно повышается. Есть достаточно много механизмов, которые могут помочь организовать эту систему. В начале войнымы видели, какой был всеобщий всплеск гражданской активности, и если бы он не был так бездарно погашено чиновниками, то, в принципе, это уже можно было бы реализовать сегодня. Это еще не поздно сделать. У нас достаточно дисциплинированный и высокоорганизованный народ, который увидит и найдёт перспективы в этом.
Исходя из сказанного, вероятно, стоит пересмотреть подходы к силовым ведомствам? Функциям Национальной гвардии и Вооруженных сил, как им взаимодействовать?
Есть два типа ведения конфликтов: принуждение к миру – это функция Вооружённых сил, и поддержание мира – это уже функция Национальной гвардии, как воинского формирования с правоохранительными функциями. Силы правопорядка очень серьёзно должны принимать участие в фазе военного конфликта в условиях гибридных войн, должны уметь понимать свою роль. В сегодняшней ситуации в Украине Вооружённые силы достаточно трудно применять, а приходится сталкиваться с вооружённым противником, с диверсионными группами, которые имеют реальную боевую подготовку. Национальная гвардия в этом смысле очень важный, хороший и удобный орган. Это вооружённое формирование, которое может действовать не только при объявлении войны.
А как тогда быть со стандартами, много говорят о единых стандартах, стандартах НАТО, унификации?
Понимаете, все стандарты вводятся под определённую идеологию. Сначала нужно ввести идеологию, определённые выработанные принципы. Например, ценность человеческой жизни, и под это соответствующим образом разрабатывать свои стандарты. Например, чтобы мне сохранить жизнь военнослужащего, как я должен вырабатывать боевое решение? В случае, если мой военнослужащий был ранен или убит, как мы действуем в этой ситуации? Разрабатываются определённые программы, протоколы эвакуации, оказания медицинской помощи, первой, второй, третьей ступени этой помощи в системе эвакуации. Стандарты вырабатываются под определённые принципы. Это нужно понять. Скопировать их можно в странах НАТО. У них ценность человеческой жизни не только декларируется в различных базовых документах, но самое главное, ценность жизнинепосредственно военнослужащегозаконодательно определена. Там чётко указаны суммы денег для семьи военнослужащего в случае его гибели или ранения. Есть социальные гарантии государства перед ним и членами его семьи, и они на самом деле очень высокие. И это не просто громкие слова, а вполне конкретные цифры. Когда разрабатываются планы операций, обязательно учитывается стоимость солдата. Причём стоимость солдата не только, как социальные гарантии, а стоимость его обучения, подготовки, экипировки, всё учитывается. Для начала это нужно осознать. Стоимость нашего солдата нулевая. Посмотрите, как они одеты, экипированы, какую ответственность несёт государство в случае их гибели перед их родственниками. Ответ сам напрашивается, у нас, какие стандарты ни вводи, а зачем? Что мы теряем, если потеряем солдата? Ничего. Какая нагрузка на общество? Никакая. Это самая большая и ужасная проблема, которую необходимо решать в первую очередь.
Серьезный подход. Тогда министр обороны должен быть, в первую очередь, менеджером?
Вот именно. Министерство обороны в первую очередь – это структура, обеспечивающая жизнедеятельность вооружённых сил. По сути, это организация обеспечения их деятельности. Это исключительно менеджерская задача, не требующая военного образования. Весь мир это уже давным-давно понял.
Вопрос коррупции очень остро стоит именно в вооружённых силах. Вооружённые силы является закрытой организацией, свысокой степенью взаимовыручки, взаимоподдержки, создания клановой системы, что способствует развитию коррупционных отношений. Введение в министерство гражданских сотрудников даст возможность более эффективно вводить систему гражданского контроля, организовывать закупки. То, что сейчас мы всё время видим – скандалы, скандалы и скандалы. Это стало естественнымтечением жизни в существующих условиях, а это надо искоренять и не мериться с таким положением вещей.
Стоит ли в условиях военного конфликта пересматривать подходы к обороне территории страны, ведь политики постоянно заверяют, что не стоит, ведь Путин нападет?
Среди специалистов "Центра подготовки "PATRIOT" есть четкое понимание, что должна быть внедрена совершенно другая система резерва. Для Украины сегодня, эффективная система обороны не может быть реализована без внедрения системы резерва по принципу всеобщей воинской обязанности. Любые концепты, которые не будут учитывать этот фактор, будут носить лишь косметический характер – они не будут отражать реальную суть вещей. Ибо без системы резерва, в которую входили бы все граждане, невозможно организовать эффективную оборону и безопасность нашей страны. Мы можем скопировать организацию обороны и вооруженных сил в США или ряде европейских государств, но нужно перенимать уникальный опыт государств, которые окружены большим количеством врагов.