Одиночество – этот “ужас, который не надо исследовать” – тихое опустошение. Но в Великобритании его все чаще воспринимают, как нечто большее: серьезную здравоохранительную проблему, решение которой заслуживает государственного финансирования и внимания всей страны, – сообщает Кэти Хэфнер в The New York Times.
При содействии местных правительств и Национальной службы здравоохранения в городах и городках работают десятки программ, направленных на облегчение одиночества. Даже пожарные бригады обучают обследовать дома на предмет не только пожарной безопасности, но и признаков социальной изоляции.
“Эта проблема вдруг привлекла к себе лавину внимания общественности, от местных властей и министерства здравоохранения до СМИ, – сказал генеральный директор организации Age UK в Оксфордшире и основатель “Кампании по борьбе с одиночеством” Пол Канн. – Каждому должно быть дело до одиночества”.
“Исследователи находят все больше свидетельств того, что одиночество взаимосвязано с физическими болезнями, а также снижением работоспособности и когнитивных функций. В качестве вестника преждевременной смерти одиночество затмевает ожирение”, – говорится в статье.
“Глубокое влияние одиночества на здоровье и независимость – критически важная для общественного здоровья проблема, – полагает доктор Карла М. Периссинотто, специалист по гериатрии из Университета Калифорнии, Сан-Франциско. – С медицинской и этической точки зрения более неприемлемо игнорировать пожилых людей, которые чувствуют себя одинокими и покинутыми”.
Одинок примерно каждый третий британец и американец старше 65 лет. Половина американцев старше 85 лет тоже живет в одиночестве.
“Пока общественные, частные и волонтерские организации Великобритании мобилизуются на борьбу с одиночеством, исследователи добиваются более глубокого понимания его биологической подоплеки, – сообщает автор. – В статье, опубликованной в начале этого года в журнале Cell, нейробиологи Массачусетского технологического института назвали зону мозга, которая, по их мнению, отвечает за ощущение одиночества. Эта зона, известная как дорсальное ядро шва, особенно известна тем, что связана с депрессией. Кэй М. Тай и ее коллеги обнаружили, что когда мышей селят вместе, их допаминовые нейроны в дорсальном ядре шва относительно неактивны. Но если мышей изолируют на короткий период, активность в этих нейронах резко повышается, когда их воссоединяют с остальными мышами”.
“Хотя многие исследования одиночества проходят в Соединенных Штатах, Великобритания намного больше делает для решения этой проблемы”, – говорится в статье.
“В США мало здравоохранительных инициатив, основанных на признании того, что одиночество имеет отношение к здоровью, и средний человек тоже так не считает”, – сообщает Джулианна Холт-Лунстэд из Университета Бригама Янга (США).
В Великобритании действуют несколько инициатив по борьбе с одиночеством, в частности, Age UK, Open Age и Men's Shed. Последняя “направлена на то, чтобы собирать пожилых мужчин в более знакомой и комфортной обстановке – поработать бок о бок в столярной мастерской”. “Эта концепция появилась в Австралии и затем пришла в Великобританию. Теперь в Англии, Шотландии и Ирландии более 300 мастерских”, – сообщает Хэфнер.