Таможню и налоговиков решили развести в разные стороны, создав для каждого направления отдельную службу.
Кабинет министров 18 декабря 2018 года проголосовал за реорганизацию Государственной фискальной службы Украины. Ее поделят на Налоговую и Таможенную службы. Решение назревало давно – реформировать ГФС предлагала министр финансов Оксана Маркарова. Также разделить таможню и налоговую рекомендовали в МВФ.
Минфин создаст Государственную налоговую службу и Государственную таможенную службу. Реформой займется комиссия под руководством замминистра финансов Сергея Верланова. В течение трех месяцев ведомство должно провести конкурс на должность руководителей новых служб. Завершить реформу планируют до апреля-мая 2019 года. Действующих сотрудников службы увольнять не будут, а просто переведут на новые места работы.
В Минфине считают, что разделение службы позволит повысить эффективность работы каждого из новых подразделений. Эксперты в основном положительно относятся к инициативе.
По словам члена Общественного совета при ГФС Ирины Саргсян, разделение необходимо, поскольку налоговая и таможня не должны работать «под одной крышей». Она напомнила, что до объединения служб в таможне было полноценное IT-обеспечение, таможенный аудит, была развита международная деятельность. Все это, по ее словам, умерло.
Экс-глава Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко согласен, что таможенная служба в составе ГФС очень деградировала.
Анатолий МАКАРЕНКО, экс-министр:
Были уничтожены целые направления работы таможенной службы, таможенной администрации, контроль за доставкой грузов, экспертная работа, профессиональная подготовка кадров, международное сотрудничество и так далее.
Он подчеркнул, что основная задача таможни – не налоги, а политика безопасности. Первое, о чем должна заботиться таможня, – это контроль за перемещением товаров, борьба с контрабандой. В Украине последние годы приоритет отдавался сбору налогов и пошлин.
Советник министра финансов Украины Елена Макеева считает, что форма не важна, поскольку в разных странах существуют успешные примеры работы таможни и налоговой службы как вместе, так и отдельно. Например, в Польше недавно объединили налоговиков и таможенников в Национальную администрацию доходов. Макеева отмечает, что нет смысла обсуждать форму (будет это служба, министерство или другое ведомство). Важнее, по ее словам, обсуждать будущую работу новых органов.
ПЕРВОЕ, что беспокоит Макееву, это подчинение новых служб непосредственно министру финансов. По ее мнению, лучше, когда работа службы контролируется министерством, а не одним человеком. Эксперт считает, что работа будет эффективнее, если давать задания и координировать работу ГФС сможет Минфин, а не только министр финансов.
ВТОРОЙ повод для беспокойства – базы данных. По словам Макеевой, подчинение Кабмину не означает, что базы данных структур будут доступны Минфину. Для эффективной работы базы данных должны храниться на серверах ведомства, чтобы Минфин мог круглосуточно мониторить работу налоговиков и таможенников.
ТРЕТИЙ совет Макеевой касается трудовых договоров с сотрудниками новых служб. По ее мнению, нанимать людей необходимо на год с оценкой эффективности по результатам работы. Всех сотрудников необходимо проверить на соответствие доходов и состояния, а руководителями служб должны стать профессиональные менеджеры с хрустальной репутацией. И никаких политических квот.
Кстати, до 2012 года в Украине налоговая и таможенная службы работали отдельно. Указом президента Виктора Януковича службы были объединены в Министерство по доходам и сборам. В 2014 году ведомство было ликвидировано и преобразовано в ГФС, которую подчинили Минфину.