Теплыми летними вечерами над нами время от времени проносятся небольшие шумные стайки лучших в мире летунов — черных стрижей.
170 километров в час в горизонтальном полете! Знаменитые соколы и близко не могут похвастаться такой скоростью. Стрижи проводят в полете почти всю свою жизнь — они едят на лету, пьют на лету, и даже спариваются на лету.
На горизонтальные поверхности стрижи практически никогда не садятся. Максимальная оптимизация их тела для полета — длинные крылья и короткие лапы — сильно затрудняет старт с земли. Однако, вопреки бытующему мифу, взлететь с земли стриж все-таки может — благодаря мощным длинным крыльям.
Из гнезда стрижи буквально выпадают, проводя первые секунды в свободном падении. Взрослые птицы два месяца высиживают яйца и выращивают птенцов, но подростков подкармливают уже в воздухе.
Собственно, на земле стрижу просто нечего делать — он питается только летающими насекомыми, ловит их на лету широко открытым клювом.
Спят они тоже на лету, если не заняты птенцами. Для отдыха стрижи поднимаются на 2-3 километра и плавно спускаются вниз, и так много раз за ночь. Просто сидеть на жердочке, как остальные птицы, стрижи не могут из-за особенности строения лапок. Лапки у них приспособлены для того, чтобы цепляться за вертикальные скалы и стволы деревьев, все четыре пальца направлены вперед (у других птиц, в том числе у ласточки, которую нередко путают со стрижом, четвертый опорный палец направлен назад). Но стрижи настолько хорошо приспособлены к полету, что тратят на него совсем немного энергии, а спать они умеют, как дельфины, — поочередно каждым полушарием.
Европейские стрижи на зиму мигрируют в Центральную Африку, там в это время много насекомых и для стрижей настоящий рай. Но всегда возвращаются для того, чтобы вывести птенцов.
Стрижи сохраняют пары много лет и часто возвращаются в старое гнездо, пролетая без посадки тысячи километров. Недавно шведские исследователи с помощью миниатюрных датчиков определили, что стрижи могут вообще ни разу не совершать посадку за все десять месяцев между гнездованиями. А с учетом того, что молодые птицы первый раз гнездятся только на третий-четвертый год жизни, некоторые исследователи предполагают, что они могут находиться в воздухе годами.
Стрижи очень шумные, и это прекрасно. Июнь без стрижиных криков — не июнь. Особенно громко они кричат, когда летают стаями. Почему? Тут нет единого мнения. Возможно, они просто обозначают себя песнями, как и другие птицы. Возможно, крики помогают слаженному полету в стаях на большой скорости. Возможно, помогают сохранять пары. Характерные звуки — «свии-рии» — издают именно пары, причем самки начинают, а самцы подхватывают. А может, им просто нравится петь.