Министр юстиции Павел Петренко в ходе онлайн-конференции на странице в Facebook рассказал об изменениях в судебной системе Украины, которые произошли после начала судебной реформы.
Об этом сообщает ONLINE.UA.
"Судебная реформа не делалась 25 лет. И ни у кого не было заинтересованности что-то менять в судебной, в совковой судебной системе, которая потом стала очень удобным для всех властей способом влияния на государственные институты и на общество. Судебная реформа только начала реализовываться с 30 сентября текущего года. Это не процесс одного дня, и не одного месяца. Потому что изменить систему, которая строилась 25 лет, изменить 8 тысяч судей за месяц — ну это был бы просто популизм и неправда, если бы я такое мог озвучить", — рассказал министр.
"Что изменилось с 30 сентября? Во-первых, судьи перестали быть кастой неприкасаемых. Раньше это была каста неприкасаемых, которая фактически, зная о своей безнаказанности, могла делать все что угодно. Сейчас, с 30 сентября, после вступления в силу изменений к Конституции и изменений в законодательство, которые мы проводили в парламенте, судья, который задержан на месте совершения преступления, сразу оправляется за решетку. Может быть задержан, и без каких-либо согласий Верховной Рады, может начать против него уголовное преследование. То есть, касты неприкасаемых, тех людей, которые могли себе позволить сбивать на дорогах людей, или брать взятки и когда их фиксировали, и потом ходить на работу, потому что нужно было согласие Верховной Рады по представлению главы Верховного суда, это уже история, это прошлое. Я считаю, что это первый серьезный успех данной судебной реформы. Да, возможно, он не настолько виден. Но то, что судьи, даже те старые судьи, которые сейчас работают в системе, по-другому уже начали понемногу мыслить — это точно", — продолжил Петренко.
"Второе — это то, что фактически с начала ноября мы начинаем через публичный конкурс формировать Верховный Суд. И тут важно, чтобы на эти конкурсы на судей Верховного Суда пришло много профессионалов, которые не работали в системе. Я еще раз обращаюсь к тем адвокатам и ученым, которые работают в вузах: приходите на этот конкурс, без вас не будет сформировано новое лицо Верховного Суда. Отсидеться у себя дома и критиковать через Facebook любые новации — это самый простой путь. А прийти на конкурс и пройти этот конкурс, стать судьей Верховного Суда и изменить вообще отношение людей к суду — это, возможно, вызов для каждого, но это путь, который выбирает сильный. Потому только мы сами с вами можем изменить судебную систему. Сейчас для этого есть все возможности, — подчеркнул министр. — Первый шаг — это новый Верховный Суд, который формируется по абсолютно новым правилам, это абсолютно новые апелляционные суды по всей стране на протяжении следующих трех лет, и параллельно фактически все новые местные суды. Это вопрос нескольких лет, но мы это должны пройти раз и навсегда, чтобы наши дети и наши внуки уже не знали, что такое нечестный судья, который не знает закон и требует с вас неправомерную выгоду. Я в это верю, я убежден, что у нас есть все возможности, чтобы мы были успешными и получили абсолютно новую судебную систему".
Также Павел Петренко объяснил, что в случае фиксирования взяточничества среди судей и привлечения их к ответственности, решение судьи будет пересмотрено. "Но если вы говорите вообще, в целом, что судебная система работала не по принципу защиты прав человека, а по принципу защиты определенных интересов, то это тот багаж и то прошлое, которые мы должны однозначно сбросить с себя, и чтобы новый Верховный Суд и новые апелляционные суды строили совершенно новую практику — когда человек является основой, защита его прав является основой любого судебного процесса. И тогда мы получим новое качество решения суда и нового судью, который будет принимать решение не за взятку, решение будет принимать по совести и по закону", — резюмировал он.