Губернаторы – прямые ставленники президента, который борьбу с коррупцией сделал основой своей политики. Декларация Петра Порошенко изучена вдоль и поперек. И она до сих пор вызывает ряд вопросов если не законного, но этического характера. В какой-то степени это же можно сказать и о главах областных администраций, из деклараций которых мы составили этот рейтинг.
Несмотря на то, что электронное декларирование открыло целые пласты информации о чиновниках, этот процесс переживает один из самых трудных периодов, который можно назвать становлением антикоррупционной системы. После первой подачи деклараций в прошлом году общественность была шокирована объемами наличных средств у народных депутатов. Наибольший шок произвели декларации львовских депутатов, братьев Богдана и Ярослава Дубневичей, которые оказались обладателями сотен квартир, тысяч гектаров земли и почти миллиарда гривен наличных денег.
Бесстрашные пионеры: братья Дубневичи первыми показали миллиард гривен в кэше
Когда прошел этот шок, оказалось, что Национальное агентство по противодействию коррупции, отвечающее за декларации и проверку их соответствия реальным доходам и расходам чиновников, не в состоянии обеспечить нормальную работу электронной системы, а его руководство начисляет себе премии за хорошую работу при том, что оно не предоставило ни одного более-менее значительного расследования о нарушениях. Недовольство работой Агентства выразили общественные организации и премьер-министр Владимир Гройсман.
Как бы там ни было, декларирование продолжается и дает почву для размышлений и анализа. На этот раз речь пойдет о губернаторах, как особой чиновничьей касте.
Как известно, после Революции Достоинства некоторые областные администрации возглавили люди из числа бизнесменов. Самый известный из них, конечно, Игорь Коломойский. Но команда Порошенко решила привлечь к этой работе и других состоявшихся менеджеров, даже если они никогда до того не были на госслужбе. Поэтому, когда мы посмотрим на доходы нынешних губернаторов, то первое, что нам бросится в глаза – их немалые состояния. Но по большей части источники этих состояний находятся в бизнесе прошлых лет. Например, глава Днепропетровской обладминистрации Валентин Резниченко, который был одним из ключевых топ-менеджеров и совладельцев Украинского медиа холдинга, является человеком состоятельным, однако из его декларации следует, что, помимо, собственно, работы в госадминистрации, сейчас он владеет только благотворительным фондом своего же имени. Но, правда, это можно сказать далеко не о каждом губернаторе.
В 2016 году украинские губернаторы все вместе взятые заработали почти 91 млн гривен. В среднем это по 4 млн гривен на каждого, впрочем, это очень грубый подсчет, поскольку разница между самым богатым и самым «бедным» составляет не один, а несколько порядков.
Более 570 млн гривен составляет сумма, которую губернаторы держат на счетах в банках, в наличных средствах, а также в виде выданных кредитов, которые они предоставили третьим лицам. Помимо этих денег, свои сбережения они хранят в валюте: около 8 млн в долларах и 1,1 млн в евро на всех.
Поэтому общую сумму доходов за прошлый год, имеющихся наличных и денег на счетах в банках с учетом валюты по текущему курсу можно оценить в 835 млн грн., которые, для сравнения, составляют пятую часть бюджета всей Киевской области и не дотягивают даже до 0,5% доходов госбюджета.
Безусловным лидером по доходам является глава Николаевской областной госадминистрации Алексей Савченко. В прошлом году он заработал более 47 млн грн. Он же лидирует по объемам денег в банках и в виде наличных: ему принадлежат астрономические 523 млн грн, 3,7 млн долларов и более 1 млн евро. Львиную долю доходов в прошлом году ему принесла продажа недвижимости и ценных бумаг. Только в одном банке он держит более 270 млн грн и еще 290 млн он одолжил одной из компаний. Савченко также занимает первую строчку среди всех губернаторов по нематериальным активам – ему принадлежат авторские права на пять десятков песен. Не секрет, что губернатор не только работал в УБОПе, банках и был депутатом и добровольцем в зоне АТО на Донбассе, не только имеет три высших образования и занимается боевыми видами спорта, но еще и сочиняет и поет в стиле поп. Цена этого творчества не поддается исчислению, поскольку нет данных о продажах его песен. Рискнем предположить, что в данном случае это большой вопрос, кто кому платит: слушатель исполнителю, или исполнитель слушателю.
Послушать песню в исполнении губернатора
Николаевский губернатор Алексей Савченко поет песни, но заработал полмиллиарда гривен не этим
Меньше всех заработал киевский губернатор Алексей Горган – 120 тыс грн. При этом на счетах и в наличных он хранит 75 тыс гривен и 320 тыс долларов.
Шесть губернаторов живут на одну зарплату и в некоторых случаях еще на пенсию, как глава Закарпатской администрации Геннадий Москаль.
Каждый второй губернатор имеет богатую жену – вот уж кто трудится на благо семьи, так это жены. Но, составляя рейтинг чиновников, которые трудятся на благо Родины, мы намеренно не включали в расчеты собственность и доходы их супруг, детей и других родственников, фигурирующих в декларациях. Поэтому тот же львовский губернатор Олег Синютка, имея состоятельную жену, сам оказался человеком небогатым: заработав около 175 тыс грн в виде зарплаты, он держит на счетах и в наличных всего 266 тыс грн. И больше ничего.
Львовского губернатора Олега Синютку содержит жена
А глава Кировоградской области Сергей Кузьменко, заработав 1,3 млн грн, если судить по декларации, вообще не имеет сбережений, хотя большая часть этой суммы – доходы от депозита. Это может лишь означать, что все заработанное он сразу же и потратил, иначе сложно объяснить, почему эти деньги не фигурируют ни в виде депозитов, ни в виде кэша. Такая же картина наблюдается в декларации главы Черновецкой области Александра Фищука – он, вроде, что-то заработал, но где деньги, неизвестно.
Самое удивительное обнаружилось в графе «Расходы и сделки». Мы не учитывали расходы на страхование или аренду недвижимости, но учитывали уплаченные налоги, которые вносятся в эту графу, потому что важно знать, сколько из заработанного честным трудом представители президента уплатили в казну.
Как правило, если речь идет о зарплатах или процентах по депозитам, то налоги взимаются автоматически, и, вероятно, декларировать их отдельно уже не нужно. Но в случае, если чиновник, подающий декларацию, что-то продал за отчетный период (недвижимое или движимое имущество, корпоративные права, ценные бумаги, стоимость которых превышает 50 прожиточных минимумов; этот минимум в конце 2016 года составлял 1496 грн. в месяц), то он обязан это указать в своей декларации.
Такое отчуждение в 2016 году случилось у пяти губернаторов, и это следует из их же деклараций, а именно у Валерия Кулича (Черниговская ОГА), упомянутого выше Савченко, Валентина Резниченко (Днепропетровская ОГА), Олега Гончарука (Ивано-Франковская ОГА) и Максима Степанова (Одесская ОГА). Из них только лишь Степанов указал, что всего заплатил 3,6 млн гривен в виде налогов на доходы физлиц и военного сбора (более 250 тыс. грн.). Он вообще единственный среди всех своих коллег задекларировал уплаченные налоги и единственный, кто напрямую финансово поддержал украинскую армию. По крайней мере, в декларациях других губернаторах о подобном не сказано ни слова.
Поскольку Степанов был назначен на пост губернатора Одесской области лишь в начале этого года, декларация за 2016 год по большей мере относилась к периоду, когда он возглавлял государственный полиграфический комбинат «Украина». Именно Степанову приписывают роль в возрождении «Украины», что поставило крест на печально известном и коррумпированном концерне ЕДАПС. Нынешний глава Одесской области сумел привлечь на комбинат почти все заказы на изготовление паспортов и других документов отчетности (чем при покровительстве высших чиновников времен Кучмы, Ющенко и Януковича занимался частный концерн), увеличив его доход с 360 млн грн до почти 1,5 млрд (почти в 5 раз). Прибыль «Украины» в 2011 году составляла 3 млн грн, в 2016-м – 300 млн грн (выросла в 100 раз). Средняя зарплата сотрудников предприятия достигла рекордных 14 тыс грн в месяц, и, соответственно, зарплата топ-менеджера была тоже весьма высокой. Так Степанов опроверг тезис о том, что государственное предприятие априори неэффективное.
Заняв пост главы обладминистрации, он продал свои права в некоторых принадлежавших ему компаниях, что и отразил в декларации.
Также в декларации Степанова значится компания EDUGET. На ее основе в начале апреля он запустил образовательный проект "Будь умным\Be smart", цель которого - помочь выпускникам Одесской области качественно и бесплатно подготовиться к ВНО в онлайн-режиме. Таким образом губернатор выполнил один из пунктов своего Стратегического плана действий на 2017-2019 годы, презентованного в марте.
Единственным губернатором, который указал в собственности офшор (Кипр), оказался глава Донецкой ОГА Павел Жербровский. Честно. И смело. Но, вероятно, офшор одного губернатора вряд ли так возбудит общественность, как офшор главы государства.
И, наконец, стоит отметить, что чиновники такого уровня уже не злоупотребляют материальной помощью. Лишь несколько губернаторов получили помощь, например, при рождении ребенка. А глава Хмельницкой ОГА Александр Корнийчук, имея 100 тыс долларов и 6 млн гривен зачем-то взял кредит в 50 тыс грн. И задекларировал его. Тоже похвально.