Решение по введению военного положения в части областей на 30 дней — в первую очередь, политическое, поэтому без эскалации агрессии со стороны Кремля, оно, большей частью, останется на бумаге и простых граждан не коснётся.
Перед Порошенко стояла сложная задача — он оказался “между двух огней”. С одной стороны, ему необходимо было что-то сделать, чтобы оправдать ожидания проукраинской части общества, которая справедливо требовала от власти реакции на очередной акт агрессии со стороны Кремля. Одновременно, эти же ожидания давали президенсткой команде в руке хороший политический козырь — предстать защитником отечества и одномоментно перевернуть всю политическую повестку и риторику в более комфортную для гаранта плоскость необходимости единения перед лицом общего врага.
С другой стороны, ему нельзя было и перейти в глазах общества и западных партнеров черту между “защитником отечества” и “узурпатором, который под предлогом войны цепляется за кресло”. В ВР также не было и нет голосов под формат военного положения, который хоть как-то угрожал бы выборам и продлевал бы полномочия Порошенко. Одним из требований со стороны политических сил во время вчерашних безобразных торгов в парламенте было — положение на 30 дней и четко зафиксировать дату выборов. Т. е. остальные “политические игроки” также понимают, что политически разыграть “военную карту” можно и нужно, но оттягивать выборы и продлевать полномочия Петра Алексеевича — нельзя.
И еще один фактор — Петр Алексеевич, конечно, желал и желает “демонстрацией решительности” получить дополнительные голоса патриотов, но при этом он также сильно не желает дополнительного раздражения со стороны неопределившихся простых обывателей. Поэтому он так акцентирует внимание на том, что мобилизации не будет и поэтому, скорее всего, для простых граждан военное положение пройдет преимущественно незамеченным и наких военных администраций, комендантского часа или еще каких либо неудобств без эскалации агрессии и крайней необходимости для обывателей со стороны власти не будет. Петр Алексеевич прежде всего хочет выиграть выборы, а не войну.
Именно в силу всех выше перечисленных факторов и имеем такое “половинчатое” и политическое решение о военном положении: 30 дней, только 10 областей, без объявления войны, без мобилизации и т.д.
Выборы. Если военное положение не будет продолжено, то на выборы Президента оно, скорее всего никак не повлияет, потому что завершается раньше, чем начинается активная фаза избирательной кампание. Военное положение завершается 27 декабря, а регистрация кандидатов в Президенты стартует только 31 декабря, официальная полномасштабная агитация ( предже всего имею ввиду палатки, массовые мероприятия) возможна только после регистрации, соответственно, она может спокойно стартовать либо на новогодних праздниках, либо после них, т. е. опять же после завершение действия военного положения.
Другое дело — выборы в ОТГ, которые назначены на даты, попадающие в период действия военного положения. Скорее всего они будут перенесены, но офциальный комментарий должна дать ЦИК.
В тоже в ремя, с военное точки зрения, решение о вводе военного положения может принести пользу в большей дисциплинированости военных и способности отразить агрессию. Кроме того, оно может помочь стимулировать западных партнеров по введению дополнительного пакета санкций.
Соответственно, без эскалации агрессии со стороны Путина это военное положение большей частью, скорее всего, останется на бумаге, затронет только или преимущественно военных и органы власти, голосов под его продление в Раде, скорее всего не будет, да и вряд ли Порошенко будет пытаться, на выборы Президента технически существенно оно не повлияет (хотя, конечно, может дать электоральные бонусы Президенту), а если будет эскалация, то нам точно будет не до выборов.
Пост не про “зраду” или “перемогу”, а про то, что, на мой взгляд, происходит в данный конкретный момент и какие возможные последствия.