Підтримати нас

Государство боится переселенцев?

Vgoru
Автор статті
18 лютого 2016 14:00
217
Поширити:

Есть все основания условно назвать текущую неделю “неделей переселенцев”. В столице прошли два мероприятия, посвященные этой теме. 15-16 февраля – Форум вынужденных переселенцев, а 17-го — парламентские слушания, посвященные проблеме внутренне перемещенных лиц. 

Но только на первый взгляд может показаться, что проблемы людей, вынужденно лишившихся жилья, должным образом “засвечены”  на государственном уровне. Проблемы очевидны, о них говорят и пишут, о некоторых – даже кричат. Но историями успеха с реальным решением даже самых больных вопросов похвастаться, увы, нельзя. Даже в тех случаях, когда это решение не требует расходования бюджетных средств, а нужно просто немного желания. И тысячи людей вздохнули бы с облегчением. Но...

У переселенцев проблем, связанных с некачественно подготовленными или входящими в противоречие друг с другом нормативно-правовыми документами, – пруд пруди. И со временем таких проблем становится все больше, а количество решенных вопросов не увеличивается. Даже при том, что принимаются новые законы и постановления.

Дома поджидают коммунальщики

Особенно это касается имущественных вопросов. Так, живущие сейчас в Херсонской области люди, приехавшие из Луганской и Донецкой областей, обеспокоены тем, как взимается и будет взиматься оплата за коммунальные услуги. Не окажется ли, что после возвращения в состав Украины территорий, занимаемых сейчас “ДНР”  и “ЛНР”, радость луганчан и дончан будет омрачена новостью о необходимости погасить задолженность за жилищно-коммунальные услуги за весь период вынужденного отсутствия. Даже если люди как-то умудрялись вносить платежи, опасаясь признания своего жилья бесхозным со всеми вытекающими последствиями.  

Люди боятся, что после возвращения их малой родины под контроль Украины коммунальщики будут требовать погасить долги...

“Недавно ко мне обращались с такими вопросами переселенцы-дончане, – рассказывает Елена Григорьева, юрист херсонского центра по работе с переселенцами “Открытое пространство”. – Чтоб дать людям ответ, я даже связывалась с донецким предприятием “Теплоэнерго”. Мне ответили, что предприятие не интересует, где в настоящее время находится их абонент, но оплату тепловики требуют, если квартира отапливается, услуга предоставляется. Та же ситуация – и с водоснабжающими и энергоснабжающими организациями. Правда, остается открытым такой вопрос. Как известно, многие абоненты оплачивают воду и электроэнергию по счетчикам, но при этом должны соблюдаться все правила эксплуатации приборов учета, в том числе и выдерживаться сроки госповерки. У многих переселенцев акты госповерки уже просрочены, и не по их вине. Украинские предприятия системы стандартизации и метрологии в “ДНР”  и “ЛНР”, разумеется, не работают. И люди боятся, что после возвращения их малой родины под контроль Украины коммунальщики будут требовать, чтоб люди за период после истечения срока госповерки заплатили за воду и за электроэнергию по средним показателям. Кроме того, люди опасаются, что после возвращения территорий “ДНР”  и “ЛНР”  под контроль Украины им не зачтут платежи, внесенные в период оккупации. В украинском законодательстве эти вопросы никак не урегулированы” .

Отсутствием какого-либо внимания законодателей к защите жилищных и имущественных прав вынужденных переселенцев обеспокоен и один из ведущих украинских правозащитников, экс-глава  правления правозащитной организации “Украинский хельсинский союз по правам человека”  Николай Козырев:

“Вопросы, связанные с имущественными правами переселенцев, законодательно практически не урегулированы. В том числе и вопрос оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Ситуация получается двойственная. С одной стороны — абонента по месту жительства нет (и покинул он его не по своей воле), услуги ему не предоставляются, и оплачивать их вроде бы бессмысленно. С другой стороны — местные власти угрожают признать жилье неплательщиков бесхозным, и люди могут его лишиться. И нет гарантий, что Украина спишет накопившиеся долги. Потому я следую принципу “Не навреди”  и советую переселенцам хотя бы пытаться оплачивать содержание дома и придомовой территории. Чтоб не остаться без жилья, которое сейчас им принадлежит хоть и чисто формально, но альтернативу людям не предлагают. И всегда рекомендую исходить из конкретных обстоятельств, в которых оказался каждый человек, каждая семья. Увы, в этой сфере в Украине нет нормативно-правовых документов, на которые можно было бы хоть как-то опереться. Потому каждый переселенец должен принимать решения и действовать для своего блага”.

Оккупированное наследство

Как говорится, “висит в воздухе”  и такой вопрос, как наследование переселенцами недвижимости, находящейся на неподконтрольной Украине территории.

Как рассказала Елена Григорьева, к ней обращались живущие в Херсоне переселенцы, являющиеся наследниками людей, погибших или умерших на неподконтрольной территории:

“Если ушел из жизни человек, живший на оккупированной территории и являвшийся владельцем недвижимости, если человек этот похоронен на неподконтрольной территории и факт смерти задокументирован там же, у его наследников один путь: обратиться в украинский суд, чтоб там признать факт смерти, на основании судебного решения получить свидетельство о смерти, а потом идти к нотариусу оформлять документы, связанные с вступлением в наследство. Только так после возвращения под контроль Украины территорий “ДНР”  и “ЛНР”  люди смогут стать владельцами находящейся там недвижимости. Однако, учитывая нынешнюю неопределенность, некоторые люди пытаются получать и украинские документы, о которых я уже говорила, и такие же документы на неподконтрольных территориях” .

«Хронические» справки

Также, по словам Елены Григорьевой, одно из вопиющих нарушений прав переселенцев – проволочка с реализацией Закона Украины № 2166 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц”:

“Предполагалось, что этот закон урегулирует очень проблемные моменты, которые портят жизнь многим людям. Но справка о статусе человека как внутренне перемещенного лица по-прежнему – не бессрочная, люди по-прежнему вынуждены при перемене места жительства отмечаться в миграционной службе. Хотя принятый третьего ноября закон должен был избавить людей от необходимости продлевать справки, регистрироваться в миграционной службе. Но он вступает в противоречие с другими нормативно-правовыми документами, а у чиновников и законодателей не дойдут руки до урегулирования этого вопроса. Тоже из-за противоречия с ранее принятыми документами нельзя ликвидировать колоссальную несправедливость по отношению к молодым людям, приехавшим из зоны АТО, поступившим у нас в вузы и поселившимся в общежитиях. Студенты, получив временную прописку в вузовском общежитии, теряют статус внутренне перемещенного лица. Недавно с такой проблемой ко мне обратился один из студентов-переселенцев. Увы, в “Прикінцевих положеннях”  закона № 2166 есть пункт о том, что должно быть приведено в соответствие в ним Постановление Кабмина № 509 “Об учете лиц, которые перемещаются из зоны проведения АТО” . Закон и постановление до сих пор не приведены в соответствие друг с другом. В итоге – страдают люди” .

Невольно создается впечатление, что украинские чиновники и законодатели, как только заходит речь о проблемах переселенцев, напоминают даму на сносях из “бородатого” анекдота, которая настолько боялась рожать, что спрашивала у врачей, на рассосется  ли ее проблема сама по себе. Похоже, украинские чиновники и законодатели так же боятся переселенцев и их проблем, надеясь, что проблемы эти решатся сами по себе.

Кстати, по словам одного из участников проходившего в Киеве третьего всеукраинского форума переселенцев, экс-вице-президента “Ассоциации врачей Луганской области”  Олега Перетяки, форум проигнорировали абсолютно все приглашенные на него представители органов государственной власти.

Неужто и правда надеются, что “рассосется” ?    

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ