В допросе главного украинского коррупционера политики оказалось не меньше, чем юридических процедур.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко объявил Виктору Януковичу сообщение о подозрении экс-президента в государственной измене во время видео-допроса 28 ноября 2016 года. Сообщения о подозрении также разосланы на все известные адреса экс-президента.
Подозрение объявлено по двум статьям Уголовного кодекса о государственной измене и посягательстве на территориальную целостность государства, которые предусматривают наказание в виде пожизненного заключения.
Уже на следующий день, 29 ноября, украинская Генпрокуратура опубликовала вызов на допрос бывшего президента Виктора Януковича в качестве подозреваемого по делу о государственной измене и посягательстве на территориальную целостность государства. Януковича обязывают явиться 5 декабря и 9 декабря 2016 года в 10:00 в кабинет начальника следственного отдела Главной военной прокуратуры ГПУ в Киеве.
Как отметил секретарь совета Национальной безопасности Украины (СНБО) Александр Турчинов, приговор суд вынесет уже в ближайшее время.
«Допрос – это формальный акт, который должен происходить. Но Янукович должен быть допрошен не как свидетель, а как главный обвиняемый. И то, что Генеральная прокуратура уже предоставила ему обвинение в государственной измене, я считаю, что это очень серьезно, и это означает, что в ближайшее время украинский суд будет выносить приговор преступлений Януковича и его окружения», – цитирует комментарий Турчинова РБК-Украина.
Форма объявления подозрения Януковичу вызвала дискуссии. В частности, нардеп от БПП Сергей Лещенко считает, что зачитывая лично обвинения Виктору Януковичу, Юрий Луценко дает основания адвокатам Януковича обратиться в Евросуд по правам человека (Луценко является одновременно и процессуальным лицом в деле Януковича, и потерпевшим, и свидетелем) и разрушает шансы на привлечение Януковича к ответственности. При этом главный военный прокурор Анатолий Матиос назвал Лещенко невеждой.
Сергей Лещенко, народный депутат от БПП:
Матиосу напомню, что его непосредственный начальник является таким же невеждой. У генпрокурора Луценко нет профессионального образования. Подчеркиваю, моя версия основывается на конкретных ссылках на статьи Уголовного кодекса и логическом мышлении. Все это производство – пиар-пузырь, пиар-угар генерального прокурора и его заместителя, которые пытаются заработать на скорую руку политические дивиденды и конвертировать их в политические рейтинги. И это не те должности, на которых можно заниматься такими экспериментами.
На момент вынесения подозрения Луценко уже было предъявлено Януковичу 5-6 подозрений в различных делах. Была возможность объявить его в розыск по линии Интерпола, тогда как государственная измена – это политическая статья, по ней Интерпол в розыск не объявляет. Уже были неоднократные отказы по таким статьям в отношении фигурантов режима Януковича и самого Януковича. Другой мотивации кроме пиара в действиях Луценко не было.
Подозрение касается действий руководства РФ, где есть небольшой кусок по Януковичу, его действий от 1 марта 2014 года, когда он подписал письмо на Путина ввести войска в Украину. На тот момент Януковича уже отстранили от власти, а временным исполняющим обязанности президента был Александр Турчинов. И, либо надо признавать, что его отстранение было незаконным, он был действующим президентом, тогда он правда совершил государственную измену, или – обращение простого физического лица к Путину имеет нулевую юридическую силу и нулевой политический вес. Если же на 1 марта Янукович был президентом, возникает вопрос касательно в.и.о. президента Турчинова и главы Администрации президента Сергея Пашинского, узурпации ими государственной власти и привлечения его к ответственности. Доказательная база также ничтожна.
Подозрение предъявлено по трем статьям. Первая – государственная измена. По двум другим он пособник. Соответственно, должен наказываться главный фигурант, преступник Путин. Речь идет также о ведении агрессивной войны. Но война у нас необъявленная, нет ни одного юридического документа, в котором зафиксирована война между Россией и Украиной. Соответственно в суде инкриминировать Януковичу пособничество в развязывании агрессивной войны упирается в отсутствие юридических документов.
Есть ли у меня публичный конфликт с Юрием Луценко? У меня есть публичный конфликт и с Игорем Кононенко, и с Александром Грановским, и с Николаем Мартыненко, и с Сергеем Пашинским и Андреем Иванчуком. И это не значит, что это влияет на объективную сторону дела. Я действительно в публичных конфликтах с коррупционерами, людьми, которые используют государственные должности или с целью личного обогащения, или – зарабатывание политических дивидендов, как Луценко на посту генпрокурора. Уже не говорю об интересах определенных бизнесменов.
Владимир Арьев, народный депутат от БПП:
Кто такой Лещенко, какое у него образование и почему я должен комментировать его пиар-трескотню?
Мне юристы сказали, что все произошло целиком и полностью в рамках закона. А Лещенко пусть лучше готовится к встрече с американской юстицией относительно обвинений Манафорта в получении наличных ПР. Вот там без пиара придется рассказать на основании каких неопровержимых фактов он это заявил. И показать доказательства (а прямых, как оказалось, нет).
Александр Башук, адвокат потерпевших по делу относительно попытки разгона Майдана, избиения студентов 30 ноября 2013 года:
Генеральный прокурор у нас является политиком. Специально под него, как под политика, переписывали закон. В результате изменился сам дух закона о прокуратуре, которую возглавляет не юрист, а политик. Причина того, что подозрение Януковичу выдвигал лично Юрий Луценко тоже лежит в политической плоскости. Нет других причин тому, что это не сделал другой следователь, прокурор.
Если Янукович приходит на украинский допрос с украинскими адвокатами, он признает юрисдикцию украинских судов, признает власть, о которой говорит, что она нелегитимна. Я ни при каких обстоятельствах не пойду на допрос российских, крымских, ЛНР/ДНРовских судов ведь они для меня абсолютно нелегитимны. Янукович пришел на допрос, то есть – признает легитимность процесса.
На мой взгляд, адвоката с семнадцатилетним стажем, любой способ вручения и объявления подозрения Януковичу и другим преступникам является абсолютно адекватным. Далее суд, в который пойдет дело, будет принимать решение. Любые комментарии сегодня – невежество. Комментировать должны в суде и адвокаты Януковича.