На территорию воинской части мы пробивались довольно настойчиво. И когда, наконец, пробились через кордоны штабистов и «людей в штатском», готовы были «сожрать» любого начальника, который так упорно не желал допустить нас к демонстрации новой системы военной связи. «Ну-ка, летите сюда, вам ко мне», - обратился кто-то к нашей команде. Подошли к «нестандартному» и доброжелательному такому дядьке, который расспросил «за жизнь», пожаловался на свою нефотогеничность и «снял напряжение» незлобивыми шутками. Только погодя мы заметили генеральскую звезду на накладном погоне его камуфляжа. Тогда и поняли - именно его мы и искали. Генерал-майора Владимира Рапко, начальника войск связи и одновременно - начальника Главного управления связи и информационных систем ГШ ВС Украины. Позже отметили и то, что находилось под предложенной нам «маской» - острый ум, широту и искренность взглядов. О связи, о «китах» войны и о судьбах страны генерал-майор Рапко рассказал корреспонденту Укринформа.
- Что это вы, Владимир Васильевич, от нас прячете?
- Ну, это не я прячу, это иностранный производитель современных средств и комплексов связи одной из передовых стран. У них рынок, конкуренция. Прячут - значит имеют право. Как говорят, «мають рацію».
- С этого места, про рацию, подробнее, пожалуйста.
- Один из производителей, достаточно мощных, представляет нам тактическую систему связи и некоторые элементы боевой автоматизированной системы управления. Испытаем ее, сделаем детальный анализ, сравним с аналогами, а затем начальник Генерального штаба будет решать, какая из боевых систем управления будет применяться в наших Вооруженных Силах.
- О системе АСУ мы много слышали лет двадцать уже. Неужели у нас нет ничего подобного, наших, отечественных разработок?
- С таким же успехом вы могли бы слышать о ней еще лет тридцать… Действительно, некоторые элементы АСУ у нас разрабатывались в течение многих лет. Но, к сожалению, только война придала этой работе настоящий импульс. Государство выделило определенные средства. Многие волонтерских организаций оказали помощь. Так что на сегодня эта система фактически существует. В ближайшее время мы ее поставим на вооружение, и она будет использоваться войсками. Использование такой системы значительно повысит боевой потенциал наших подразделений, вплоть до отдельного танка или пушки.
- Противник, в данном случае - российские войска, очень активно использует средства РЭБ, чтобы подавить нашу коммуникацию. Как это учтено в новых разработках? Насколько устойчива украинская система связи к воздействию таких средств?
- В целом наша система довольно устойчива к воздействию РЭБ противника. К сожалению, противник серьезно подготовил свою систему РЭБ к этой войне. Мы защищаемся не совсем традиционными способами, принимаем для этого некоторые организационные и технические меры, о которых противнику не расскажем.
Система, которая демонстрируется здесь, полностью безопасна. Эта система связи априори не может быть уничтожена и не подвергается воздействию РЭБ противника. Потому что она помехоустойчива и может успешно противостоять РЭБ Российской Федерации.
- Все это хорошо, в теории. А что в реальной жизни? В какой мере наши войска обеспечены полевыми средствами связи, особенно в АТО, насколько устойчивыми эти средства к воздействию РЭБ противника?
- Вы бы что полегче спросили... Тема эта крайне обширная, трудно дать ответ за несколько минут.
Война начиналась с того, что у нас вообще цифровых средств связи не было, кроме семи отечественных тропосферных станций и пяти комплексных аппаратных, которые были относительно устаревшими уже на тот момент. Ничего другого не было.
А теперь учитывайте такой факт. Благодаря тому, что государство выделило определенный финансовый ресурс, благодаря усилиям волонтеров в зону АТО не поехала ни одна старая аналоговая техника, ни одна станция. Использовались автомобильные «кунги» еще советского производства, советские антенны и мачты .... Но все остальное - начинка, - была уже цифровой. Не всегда она была «военного» производства, часто это было оборудование двойного назначения. Но главное не это. Главное - это результат. Нам с помощью собственных закупок и волонтерской помощи удалось обеспечить управление на достаточном уровне, и сейчас мы эти средства и комплексы связи совершенствуем.
Хочу отметить, что войну ведут не Вооруженные Силы - войну ведет государство. Насколько оно нас обеспечивает материально - настолько стойкими и современными средствами связи и автоматизации будет обеспечена наша армия.
- Можно так понять, что для обеспечения войск закупаются зарубежные средства связи. Хватает на это денег? И, если это не военная тайна, какая именно страна - главный поставщик?
- Средства двойного назначения можно привлекать для обеспечения управления войсками только в определенных родах и видах связи, что мы и делаем. Наиболее сложным родом связи является радиосвязь, гражданских аналогов которой, учитывая требования по помехозащищенности и шифрованию, не существует. Именно поэтому сегодня в ВСУ мы широко используем американские средства, закупленные за бюджетные средства или полученные в качестве международной поддержки со стороны Соединенных Штатов Америки.
Показ, который происходит сейчас, тоже проводится с тем, чтобы обеспечить Вооруженные Силы Украины новейшими средствами связи УКВ диапазона с элементами АСУ. Таким образом, мы двигаемся вперед.
На сегодня обеспеченность средствами связи боевых подразделений ВС Украины составляет более 70 процентов от штатной потребности. Это не так мало, если вспомнить, с чего все начиналось. Этот процент из года в год повышается, и здесь играют свою роль два фактора: выделенный государством финансовый ресурс и международная помощь от ведущих стран мира.
- Есть такое модное слово - диверсификация. Насколько ВС Украины могут рассчитывать на мощности отечественной промышленности в обеспечении средствами связи? Может быть, существуют международные кооперационные проекты в этой сфере?
- Одним из критериев принятия на вооружение систем связи и систем управления является возможность налаживания в дальнейшем их производства на территории Украины. Именно с этого пункта начинается разговор со всеми поставщиками.
У нас есть современные радиостанции американского производства. Так вот, часть комплектующих к этим радиостанциям уже изготавливают у нас, - это определенные виды антенн, аккумуляторные батареи, резино-технические и полотняные изделия, - это все уже сделано в Украине. Что сегодня мы еще не можем делать - это приемо-передатчики, но со временем, думаю, этот вопрос будет также решен.
Еще раз подчеркиваю - главным требованием к производителям, кроме качества продукции, является еще и перспективная возможность ее производства на территории Украины. Это одно из обязательных условий.
- Но зачем нужна эта система АСУ? Неужели войска без нее не могут воевать?
- Как вам объяснить попроще... Это, знаете, такое программное обеспечение, которое облегчает действия командира на поле боя, ускоряет процесс принятия решения. То есть, адекватный ответ противнику ускоряется в разы.
У каждого командира есть соответствующая информация об обстановке в режиме он-лайн, он понимает, что происходит вокруг его подразделения, кто сосед справа, и кто - слева. Он видит противника и видит свои войска. Он в автоматическом режиме получает задачи, справочные материалы, может докладывать обстановку, не напрягая голоса, просто путем нажатия пары кнопок. Такая система очень нужна войскам.
К сожалению, мы сталкиваемся с другими негативными факторами. Очень много должностных лиц, из различных звеньев управления, от командного уровня до солдата, имеют поверхностное или слабое понятие о простых вещах, например, о принципах работы компьютера. Поэтому их надо учить, а им нужно учиться. Потому что в экстремальных условиях человек сразу хватается за мобильный телефон, к которому привык в повседневной жизни, и забывает о военных средствах связи. Это болезненная привычка. Но уверен, со временем мы этот вопрос решим.
- Кстати, о мобильных телефонах. Волонтеры доставили в зону АТО много техники связи, различных систем. Существует проблема их сертификации? Как налажен учет?
- Вы в армии служили? Ну тогда поймете - все что воюет на фронте, сертифицируется параллельно, потому что реально не хватает времени.
О постановке на учет. Все зависит от командира. Но требование единственное: любая техника связи или автомобильная техника - вся ставится на учет в течение суток.
Есть еще пожелания и к волонтерам. Привез имущество - в тот же день получи акт приема-передачи. Тогда возможно все это поставить на учет. Иногда так бывает - дают имущество, мол, потом разберемся. А потом - не получается. Командиры меняются, подразделения меняются, имущество передается и концы не находятся.
Это меньше касается имущества связи, которое идет через главное управление связи, проходит обязательно через склад и центральную базу хранения средств связи, и акты приема-передачи предоставляются в тот же день. Может, на следующий день, если много такого имущества. И ничего не теряется.
Так бывает – волонтер что-то подарил, а через месяц вспоминает - а дайте мне какой-то документ, чтобы меня здесь не ругали. Но командир поменялся, все поехало в АТО, и трудно бывает найти концы.
Очень многое зависит от командиров на местах, в том числе, и использование мобильных телефонов. Оно в АТО жестко ограничено, осуществляется согласно инструкции. Вместе с тем, реализована возможность бесплатных звонков со стационарных телефонов, развернутых в АТО, ко всем абонентам мобильной связи Украины.
- Но все средства связи - они достаточно дорогие. Хватает ли вам финансирования?
- Средств связи никогда не будет хватать, это как мед. И в этом есть определенная дилемма. Можно, например, купить одну современную КХ-радиостанцию, которая стоит 2 миллиона гривен. Дать ее командиру, чтобы он мог связываться с оперативным командованием, с ГШ, получал распоряжения ... И еще думал, как не повредить и не потерять эту радиостанцию, потому что рассчитываться за нее, - в таком случае, - кратно. А можно и другое. На эти 2 миллиона гривен купить и обеспечить средствами транковой связи целую бригаду. Некими полицейско-милицейскими станциями. Одна радиостанция и бригада ... Здесь надо выбирать золотую середину.
Поэтому мы постоянно ходим по лезвию ножа. Хочется иметь систему, защищенную от помех. Но что лучше? Сделать один «красивый» батальон ИНФО, или обеспечить две бригады транкинговой связью, если финансирования явно недостаточно.
Средства военной радиосвязи далеко не дешевые, и их нужно в армии очень много. Если обеспечить ними сразу всех, этого не выдержит ни один бюджет. Поэтому мы действуем планово, постепенно, исходя из выделенного ресурса. Принцип простой: каждая закупка должна обеспечивать выполнение какого-то тактического или оперативного задания, или предоставлять войскам новые возможности.
Например, вот эта солдатская радиостанция (показывает) стоит где-то 3,5 тысячи долларов. Эта, для командира взвода или роты - от 7000 долларов. Наших, украинских, - подобных аналогов пока не существует.
- В войсках только что прошли крупные учения - «Летняя гроза» и «Южный ветер». Каким образом к их проведению привлекались подразделения связи?
- На всех учениях такого типа - там, где проводятся ротные, батальонные, бригадные тактические учения - разворачивается соответствующая система связи и для войск, и для штаба руководства, который контролирует качество проведения этих учений. Большинство вводных на учениях выполняются на практике. Чтобы все обеспечить - выстраивается сложная систем связи.
Для ее построения в этом случае были привлечены части и подразделения войск связи ВСУ, которые не были задействованы в АТО.
- Но именно на одном из таких учений и пришлось наблюдать «полевой» мобильник, о котором вы упомянули. Причем пользовался им не солдат, далеко не солдат, и команды отдавал конкретные такие ...
- Каждый командир должен знать возможности средств и подразделений связи по управлению войсками. Чем «старше» начальник, тем больше у него сил и средств связи. В любом случае, в любой точке Украины возможно обеспечить надежную защищенную связь, если к этому отнестись с умом.
- Готовы ли офицеры руководящего звена ментально к овладению такими программами, как современная АСУ? Через пень-колоду управлять, и через мобильный телефон - удобнее, да и привыкли уже ...
- Если человек имеет определенные навыки в работе на компьютере, учил нормально физику-математику, знает государственный язык, умеет в совершенстве пользоваться мобильным телефоном и его мессенджерами - это вообще не проблема, это требует лишь времени, чтобы изучить такую систему управления даже с помощью подчиненных связистов.
Для этого нами спланированы сборы и соответствующие мероприятия, занятия, практическая работа на таких средствах во время командно-штабных тренировок и учений. Система подготовки к рациональному использованию системы АСУ должна быть заложена в программе военных ВУЗов.
Все это приходится делать параллельно. К сожалению, вести войну и одновременно учиться - достаточно проблематично. Но украинцы с этим справятся.
Понимаете, есть определенные принципы ведения войны. Есть три «кита» - это люди, техника и ресурсы. Не будет ресурсов, - бензин там закончился, - ни наступать, ни отступать не сможешь. Техника также необходима, поскольку голой грудью на врага не пойдешь. Но на первом месте - это люди. Если человек обученный, он сумеет воспользоваться и тем, и другим. От наших людей зависит все.