Если попытаться составить рейтинг произошедших в Херсоне в уходящем году непонятных, “мутных”, бредовых и неприятно удививших событий, наверняка не на последнем месте будет дело “Николая Золотаренко”.
Того самого, который оказался совсем не Золотаренко. Того самого, которого волонтеры обвиняют в присвоении в около 800 тысяч гривень. Того самого, который все-таки был 11 декабря задержан и которому вменяют в вину три эпизода махинаций, где наибольшая сумма ущерба... лишь 16 500 грн. А 12 декабря в Суворовском районном суде Херсона ему избрали меру пресечения.
И то, что “всплыло” на том заседании суда, вызвало, мягко говоря, сильное недоумение. Похоже, кому-то очень хочется, чтобы человек, совершавший, как утверждают волонтеры и журналисты, жуткие поступки, обманывавший отчаявшихся людей, наживавшийся на чужом горе, официально был признан виновным... в сущих пустяках.
Напомним о предыстории. В сентябре 2014 года Николай Золотаренко пообещал херсонским и скадовским волонтерам недорого приобрести в Германии бронежилеты и каски для военных. Для этого херсонцы перечислили на указанный счет около 100 тыс. гривень, скадовчане – 52 тыс. 200 грн. Деньги эти – собранные по копейке пожертвования. Ждали волонтеры снаряжение почти два месяца. Не дождались.
Газета “Вгору” писала об той истории. Тогда в телефонном разговоре с нашим корреспондентом Николай Золотаренко сказал, что деньги, перечисленные волонтерами, потрачены, каски и бронежилеты – закуплены. Но груз якобы арестовали и конфисковали на границе (документов, подтверждающих эти слова, не предоставил). Заявил, что так как экипировку никто в ближайшее время не вернет, фирма (деньги перечислялись на счет ООО “ЭнергоСпецСнаб”) вернет волонтерам деньги из собственных средств. Но быстро заработать такую сумму невозможно, поэтому будет возвращать частями.
Вернуть удалось только 30 тыс. грн. из денег, перечисленных скадовчанами. После обращений в УМВД, в СБУ, в Генпрокуратуру и в Администрацию Президента.
Кроме того, СМИ (в частности, телеканал СТБ, портал Politica-Ua.com) не раз сообщали – некий Николай Золотаренко говорил родным военных, пропавших без вести в зоне АТО, что их родственник якобы находится в плену и что он (Золотаренко) может посодействовать освобождению, но нужны деньги на поездки и другие необходимые расходы. Но в большинстве случаев выяснялось: военнослужащий на самом деле погиб, а Золотаренко, скорее всего, знал об этом до того, как просил у членов семьи деньги.
Выходит, Министерство обороны выдает удостоверения не на основании паспорта? В военное-то время...
Потом он утверждал, что вводил людей в заблуждение не преднамеренно, а из-за случающейся во время войны путаницы. Заявлял, что был оклеветан, что не выманивал ни у кого деньги.
Киевский волонтер Сергей Тахмазов в Facebook написал, что Золотаренко обманом завладел не менее, чем 800 тысячами гривень.
“Арендовав в Киеве на одном СТО часть помещений, он открыл “волонтёрское СТО”. Обещал делать машины для фронта быстро и недорого. На эту удочку попались многие. В том числе и мы.
Купив для наших танкистов машину, мы... поставили её на ремонт к нему. Когда ни через 10 дней, ни через два месяца авто не было готово, и нам стало ясно, что это – жулик, мы начали интересоваться – кто это? И обратились в уголовный розыск. При задержании он орал: “Я сотрудник СБУ! Я с вас погоны сорву! Я столько для Родины сделал!", – пишет Сергей Тахмазов.
На заседании Суворовского районного суда, который решал вопрос об избрании меры пресечения, перед судом предстал не Николай Золотаренко, а... Николай Русавский. Да, настоящая фамилия человека – Русавский. Он, как утверждает, хотел поменять ее на Золотаренко, однако по ряду причин не смог этого сделать. Но отсутствие документов, подтверждающих смену фамилии, не помешало человеку представляться волонтерам как Золотаренко.
“Люди, которые с ним общались, утверждали, что он показывал и паспорт на эту фамилию. Более того, видели его документы с разными годами рождения” , – сказала координатор Херсонского Правого сектора Наталья Вотеичкина. По ее словам, от деятельности Золотаренко-Русавского по “освобождению пленных” пострадали и херсонцы:
“Когда наш священник Игорь Петренко был в плену в “ДНР” , Золотаренко обращался к его супруге Наталье с предложением посодействовать в освобождении мужа и просил денег “на расходы”. Но освободить Игоря Петренко помогли другие люди. А Наталья Петренко, насколько мне известно, написала заявление в правоохранительные органы” .
Кроме того, адвокату, который представлял его интересы на заседании суда по избранию меры пресечения, задержанный предоставил якобы выданное в Министерстве обороны удостоверения волонтера Центра по освобождению заложников “Патріот” . В удостоверении указана фамилия “Золотаренко” . Кстати, на заседании суда задержанный присутствовал в камуфляжной форме с шевроном центра “Патріот” .
Выходит, Министерство обороны выдает удостоверения не на основании паспорта? В военное-то время! Или паспорт все-таки был, и потому можно привлечь человека еще и за использование поддельного документа, но на это правоохранители почему-то закрывают глаза? Будет ли в Минобороны проведена проверка по факту выдачи “липового” удостоверения?
Получается, человек создал себе фиктивную личность, “легенду” , которую подкрепил документально...
Следователь Диана Чернышева, которая ведет дело Русавского-Золотаренко, подтвердила наличие у правоохранителей заявлений от волонтеров. Однако вразумительно так и не объяснила, почему основанием для задержания Русавского-Золотаренко стали не эти заявления, а правонарушения со значительно меньшим ущербом. Сказала, что “заявления от других потерпевших есть, собираются доказательства, проводятся следственные действия, подозрения еще не предъявлены” .
И сам задержанный подтвердил, что не выполнил обязательства, взятые перед волонтерами (закупка бронежилетов и касок), и заявил, что частями возвращает деньги, взятые для закупки. Назвал те же 30 тыс. грн., которые вернул в прошлом году. Когда вернет (и вернет ли?) остальное, не сказал.
Получается, человек создал себе фиктивную личность, “легенду” , которую подкрепил документально. Прикрываясь этим, брал у людей деньги (собранные волонтерами пожертвования и то, что могли “наскрести” в семьях пропавших без вести военных). В милиции и в СБУ уже год пылятся заявления обманутых людей. И вот виновника наконец-то задерживают. Но – по обвинениям, за которые “светит” не особо строгое наказание.
На заседании суда, где рассматривался вопрос о мере пресечения по отношению к Николаю Русавскому на время проведения расследования, следователь и прокурор требовали содержания его в СИЗО. Однако судья Суворовского райсуда Константин Репин определил в качестве меры пресечения круглосуточный домашний арест. Это решение судьи возмутило волонтеров и активистов. Они опасаются, что избрание судом меры пресечения в виде домашнего ареста позволит Русавскому-Золотаренко скрыться и уйти от ответственности. Тогда испарится даже призрачная надежда вернуть волонтерские деньги, которые и так обесценились за прошедший год. Однако эксперты считают решение суда обоснованным и предлагают предъявлять претензии органам следствия.
Вот как прокомментировал в Facebook меру пресечения херсонский адвокат Максим Магда:
“Мне тоже очень бы хотелось, чтобы его (Золотаренко, – авт.) закрыли, но для этого должны быть законные основания. А их как раз и не было. Ему сообщили о подозрении в совершении преступления средней тяжести. При этом для “Золотаренко” теоретически могли бы вообще меру пресечения не избирать. Но все же избрали, причем, самую жесткую из тех, которые могли бы быть. Да, суды у нас бывают продажными, но как раз не в данном случае. Здесь лучше предъявлять претензии следователям, которые за год так и не смогли собрать достаточных доказательств в мошенничестве по волонтерам...” .
Увы, пока ситуация такова, что мы имеем дело с совершенно непонятной и бредовой историей, которая вызывает ряд вопросов и весьма беспокоящих предположений.
Неужели “Золотаренко” настолько уверен в своей безнаказанности, что предоставил адвокату заведомо “липовое” волонтерское удостоверение? Почему правоохранители упорно цепляются за три факта правонарушений средней тяжести и игнорируют заявления от других обманутых людей, где указаны очень солидные суммы?
Не потому ли затеян весь этот сыр-бор, чтоб Золотаренко-Русавский в итоге и был наказан (хоть как-то, чтоб скандал не “раскочегарился” еще больше), и в то же время чтоб не особо “светить” его “волонтерские” дела, так как тогда пришлось бы упоминать немало известных людей? Ведь имя лже-Золотаренко в прошлом году часто упоминали вместе с именами нынешнего главы Херсонского облсовета Андрея Путилова (тогда – главы ОГА) и нардепа от БПП Андрея Гордеева. Говорят, знакомством с ними “Золотаренко” часто “козырял”, предлагая свои услуги.
А еще упоминали и одного из “палачей Майдана”, экс-начальника следственного управления МВД Олега Татарова (напомним, его Путилов очень хотел сделать замглавы ОГА, но помешали активисты), вместе с которым Золотаренко-Русавский якобы освобождал пленных военных. Однако журналисты участие Золотаренко и Татарова в освобождении пленных ставили под сомнение. А были и случаи, когда вовсе уличали чиновников во лжи. Например, в одной из публикаций онлайн-издания “МОСТ” (от 25 сентября 2014 года) сказано, что Путилов во время встречи с активистами заявлял, что Татаров находился в зоне АТО, а его незадолго до того видели в Херсоне. А “Золотаренко” часто действовал в связке с Татаровым.
Волонтеры также утверждали, что “Золотаренко”, который много времени проводил в Киеве, бравировал пребыванием “на дружеской ноге” со многими влиятельными людьми. Насколько он был правдив? Сейчас сложно дать стопроцентно правильный ответ. Если и были какие-то знакомства, то люди, дорожащие своей репутацией, наверняка от них открестятся. Кстати, еще в прошлом году с сайта Херсонской ОГА убрали все публикации, где упоминался “Золотаренко” .
А вот – еще один факт, свидетельствующий, что “Золотаренко” – совсем не авантюрист-одиночка. В прошлом году следователь Днепровского райотдела Игорь Деменюк, объясняя, почему обвинение Николаю Золотаренко еще не предъявлено, сказал корреспонденту газеты “Вгору”, что “есть разные точки зрения на ситуацию”. Более того, уже тогда ходили слухи, что милиции “порекомендовали Золотаренко не трогать”.
Так в чем же на самом деле замешан этот человек и с кем связан? Почему вдруг правоохранители вместо реального расследования предельно циничных преступлений решили, что лучше “ломать комедию”, устроить совершенно позорный цирк и в очередной раз “слить” свою и без того не блестящую репутацию?