Депутаты вернули налоговую милицию в правовую сферу. Разворачивается политическое противостояние внутри Кабмина и парламента за существование силового блока налоговой.
Налоговая милиция будет работать в существующем правовом поле до дня вступления в силу закона, который заменит данный орган. Такие разъяснения дал комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики на обращение Государственной фискальной службы (ГФС).
Поэтому, по словам главы налоговой милиции и первого заместителя главы ГФС Сергея Билана, налоговая милиция продолжает работать. «Разочарую тех комбинаторов, которые на днях уже нафантазировали себе глобальные планы, чтобы не платить налоги и вести теневой бизнес. Получили ответ на письмо, с которым обратились в Комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики», – подтвердил он на своей странице в Facebook.
Техническая не ошибка
В декабре 2016 года парламент принял изменения к налоговому законодательству, направленные на улучшение инвестиционного климата в Украине. Среди новых норм в законе, в частности, говорится о необходимости ликвидировать налоговую милицию. В целом, закон вступил в силу с 1 января 2017 года. Но для регулирования вопросов деятельности силового блока ГФС предусмотрено создание до 1 июля 2017-го отдельного закона о создании нового органа – финансовой полиции, которой налоговая милиция передаст дела, после чего и будет ликвидирована.
Однако во время голосования народные депутаты не заметили техническую ошибку и проголосовали за редакцию законопроекта, в соответствии с которой налоговая милиция оказалась вне закона уже с первого дня 2017 года.
«Сейчас нет правовых оснований для деятельности налоговой милиции, у нее нет законных прав и определенных законом полномочий. Подследственность преступлений в УПК, в частности, об уклонении от уплаты налогов, осталась за налоговой милицией»,– прокомментировала правовую коллизию народный депутат от Самопомич Татьяна Острикова.
С ней не согласна председатель комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, которая считает, что норма о ликвидации налоговой милиции вступает в силу только после образования нового органа, который будет отвечать за предотвращение всех финансовых преступлений. «И только тогда может быть ликвидирована налоговая милиция. А то, что юристы заявляют, что вступает в силу данный пункт с 1 января 2017 года – ну, пусть так говорят. Сейчас надо дождаться второго этапа работы кодификаторов, когда они имплементируют закон №1797 в налоговый кодекс, и тогда уже делать окончательные выводы», – комментирует НВ Бизнес Южанина.
Нерабочий орган
Налоговая милиция создана еще в начале 1990-х с существенным нарушением регламентов. Лишь в 1998 году ее переименовали из полиции в милицию и предоставили легитимный статус. С того времени о ликвидации налоговой милиции заявляли все политические силы, которые приходили к власти. Но вся реформа ограничивалась заявлениями.
Между тем силовой блок налоговой неоднократно обвиняли в коррупции и давлении на бизнес. «Вопрос ликвидации налоговой милиции стоит не первый год и постоянно откладывается. А при этом постоянно продолжаются какие-то довольно страшные истории, с орехами [которые незаконно экспортируются из страны, что покрывают отдельные лица в налоговой], там возможна и коррупция», – говорит заместитель главы Стратегической группы советников по вопросам поддержки реформ Павел Кухта. Поэтому, по крайней мере, Украина, по его мнению, не проиграет от того, что налоговой полиции не будет.
Так, в офис бизнес-омбудсмена от бизнеса на действия органов ГФС по состоянию на 1 января этого года поступило 637 жалоб, из которых 136 – на незаконные налоговые проверки и 91 – на уголовные производства против бизнеса со стороны ГФС.
В то же время, по информации народного депутата от Самопомич Андрея Журжия, 85% дел, открытых налоговой за уклонение от уплаты налогов, были закрыты из-за отсутстви состава преступления.
Содержание этого органа государству тоже обходится дорого: налоговая милиция собрала с нарушителей законодательства в бюджет в 2015 г. 521 млн грн, при том, что бюджет самого органа только на заработную плату составил около 600 млн грн.
«У нас из глобальных проблем для бизнеса можно отметить две ключевые – это судебная система, которая не дает справедливость, и силовой блок, который вмешивается в экономику. Налоговая милиция – это один из 3-4 органов, который к нему относится. Это большая проблема, которая в том числе негативно влияет на привлекательность Украины в глазах международных инвесторов», – говорит советник министра экономического развития и торговли Дмитрий Романович.
Дыра для возможностей
Возможности в коллизии увидел для себя министр финансов Александр Данилюк, который уже поспешил заявить, что ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции – один из ключевых приоритетов Минфина.
В прошлом году Минфин уже предложил законопроект о создании нового центрального органа на смену милиции. Но Министерство юстиции заблокировало согласование проекта этого закона.
«Стоит ли исправлять ошибку, снова легализуя репрессивную налоговую милицию? Очевидно, что нет. Надо двигаться только вперед. Поэтому в ближайшие дни Минфин внесет на рассмотрение правительства законопроект о создании финансовой полиции, который ждет бизнес, и о котором также говорится в меморандуме с МВФ», – заявил он.
Как уже пообещал Данилюк, новый орган должен отойти от силового подхода в работе с налогоплательщиками к аналитическому и не вмешиваться в работу честного бизнеса. Во время реформы центрального органа должны сократить штат работников с 15 тыс. человек до 2,5 тыс., снизив долю силового блока до 25% персонала. На новые должности набрать людей через прозрачный конкурс, которым предложат лучшую оплату труда.
Протянуть изменения в закон о так называемой экономической полиции будет очень непросто, уверены опрошенные эксперты, даже с учетом нынешнего оживления интереса к вопросам де-юре устраненной налоговой милиции.
«Это всегда очень сложный политический момент. И поэтому в спокойной ситуации вопрос ликвидации налоговой милиции продавливать было сложнее. Сейчас Минфин решил воспользоваться этим моментом. Но, все равно, в 2017 году никак этот вопрос не решить, потому что будет процесс принятия закона и, все равно, какие-то откладывания норм будут. И он не заработает в этом году», – предполагает Романович.
Откладывание вопроса началось довольно оперативно. На своей странице в Twitter министр МВД Арсен Аваков раскритиковал идею создания финансовой полиции: «Необходимо создать современную Службу финансовых расследований (СФР), а не новый вариант постсоветского отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности». СФР должен объединить в себе все силовые блоки органов, которые вмешиваются в экономические вопросы – не только налоговой службы, но и СБУ и МВД.
Битва концепций Минфина и МВД может еще на месяцы или годы отсрочить ликвидацию налоговой милиции из-за времени, потерянного на дискуссии и поиски поддержки среди депутатов. Как говорит Романович, предложение Авакова выглядит более глобальным, а значит затрагивает больший круг интересов.
«Конечно, любая организация, которую ликвидируют, оказывает сопротивление. Люди теряют работу, если есть где-то коррупция, то люди теряют доходы, которые могут быть достаточно большими. Но нет никаких сомнений, что нужна кардинальная, быстрая, решительная реформа», – подчеркивает Кухта.