В минувший вторник, 8 ноября, херсонцы снова почтили память Саши Райхерта. Он так и остался самым юным херсонским добровольцем, погибшим в необъявленной войне.
Его нет уже два года, но боль от утраты не становится слабее. Хотя знакомы мы с Сашей были всего два часа.
Тогда, два года назад, в октябре, редакция узнала, что наш земляк защищает Донецкий аэропорт и приехал домой, подлечиться, а через три дня снова возвращается на войну. Мы узнали его телефон, позвонили и попросили дать интервью, рассказать о “киборгах” (именно так сепаратисты назвали наших бойцов, удерживающих аэропорт, за мужество и стойкость). Но вместо предполагаемого “шварцнеггера”, в редакцию пришел немного по-подростковому нескладный, веселый, лопоухий мальчишка с удивительными, потрясающими глазами, – мудрыми не по годам. Мы разговаривали с ним почти два часа, задали все вопросы, которые только пришли в голову, но расставаться никак не хотелось. Как будто в атмосфере осталось что-то недосказано-важное.
Уже прощаясь, задержались на улице, у входа в редакцию. И тут он признался, что опасается ранения в ногу, потерять сознание и глупо истечь кровью. Единственная надежда – на побратимов, что они успеют оказать помощь. Но, вообще-то смерти не боится и ни о чем не сожалеет. Только жаль, что не успел “обзавестись” детьми. Если он погибнет, у родителей есть кому продолжить их род, останется младший брат, Максим. А вот именно его, Сашиных корней – не будет…
От этих слов стало просто жутко. Начали расспрашивать, какая у него экипировка, есть ли бронежилет, каска. Оказалось – ничего нет. Все оставил побратимам, которые прибыли на его место защищать аэропорт. Мы тут же обратились в Координационный Центр помощи военным, созданный при Херсонском областном Фонде милосердия и здоровья. Но там только что отправили партию снаряжения херсонским бойцам в зону АТО и начали собирать средства на новую... Тогда сотрудники газеты “Вгору”, Фонда милосердия и общественной организации “Південь” сами собрали 6 150 гривень и при поддержке Центра успели купить Саше каску и бронежилет. Но получать экипировку Александр пришел в воскресенье вместе с другом Иваном, тоже добровольцем Правого сектора, впервые идущем в пекло Донецкого аэропорта. Саша, не раздумывая, отдал ему подаренный нами бронежилет: “Ему нужнее, а я уже – опытный, я себе еще добуду!” После выхода публикации, буквально через две недели, 9 ноября 2014 года, мы узнали, что Александр Райхерт, позывной “Черный”, погиб в селе Пески возле Донецкого аэропорта от тяжелого ранения. Во время очередного боевого выезда в Сашу попала пуля. От лучевой кости она рикошетом прошла в живот. Он умер от внутреннего кровотечения…
Его побратимы по Правому сектору написали в Фейсбуке: “Ще кілька тижнів тому ми усі гуртом дивувалися з вчинку 18-річного бійця Чорного, що під час мінометного обстрілу грав на гітарі патріотичних і романтичних пісень… Сьогодні він загинув”... “Сумно так, що в грудях боляче. Не просто ще одне пожертвуване життя, а й кілька ненароджених теж”…
Посмертно Александр Райхерт награжден нагрудным знаком “За оборону Донецкого аэропорта”. В гидрометеорогическом техникуме, где Саша учился, парта, за которой он сидел, теперь всегда пуста. В прошлом году, 21 января 2015 года, в день, когда ему могло бы исполниться 19 лет, на учебном заведении открыли мемориальную доску. И в минувший вторник сюда снова несли цветы и плакали, вспоминая Героя.
В необъявленной войне на востоке страны с начала боев погибло более 90 наших земляков. Но это далеко не точные данные, это только те, кого удалось точно установить. Список павших за Украину пополняется постоянно. “Антитеррористическая операция” не заканчивается, а мы продолжаем терять самых лучших…