Высший административный суд Украины 10 июня этого года принял к рассмотрению иск о признании противоправным и отмене Указа Президента Украины о создании национального природного парка “Нижнеднепровский”. Судебное слушание назначено на 30 июня, в 10.30 час.
Иск подали Голопристанская районная общественная организация охотников и рыболовов, общество с ограниченной ответственностью “Дельта-Люкс” и три сельсовета: Геройского, Рыбальчего, Великокардашинского.
Директор Департамента экологии и природных ресурсов Херсонской облгосадминистрации Юрий Попутько сказал “Вгору”, что об этом иске они официально уведомлены, но с доводами истцов их не ознакомили. Вообще, ситуация – совершенно абсурдна. Понятно, что “Дельта-Люкс” вопреки интересам громад, государства, продолжает охотиться в плавнях, а это уже – незаконно. И поэтому пытается Указ Президента отменить. Ну а сельсоветы вообще не могут выступать в суде как истцы. Они абсолютно никакого отношения к парку не имеют. Его границы проходят рядом с их территориями, по урезу воды. И то, что представители местной власти вступили в сговор с браконьерами, – это очень расстраивает, – говорит Юрий Попутько.
Согласно процедуре, ответчики по иску – Администрация Президента и Министерство экологии. Херсонская областная госадминистрация готова защищать парк и выступить третьей стороной по делу. Наши чиновники и ученые готовы и доказывать, и обосновывать важность и необходимость парка. Тем более, – столько лет работали над его созданием. Но высшее руководство страны пока отмалчивается, и наших специалистов на процесс не приглашают.
А что касается “доводов”, то, как пояснила бывший председатель, а ныне депутат Геройского сельсовета Любовь Богдан, у них в селе никто и не знает сути иска. Только ходят слухи, что тут замешаны интересы браконьеров и заготовителей камыша. Раньше вдоль берегов, в двухметровой высоты зарослях, обильно гнездились утки, гуси, и масса всякой другой птицы. А сейчас камыш подстригают “под ежик” – не выше 50 см. И птицы не стало.
О том, как много значит для Херсонщины (и не только) создание Национального парка, уже столько написано и говорено, что не буду повторяться. Отмечу только, что парк имеет еще и международное значение. Еще более 40 лет назад Украина, будучи в составе СССР, ратифицировала Рамсарскую Конвенцию о защите водно-болотных угодий. И таким образам взяла на себя обязательства защищать, в том числе, птичье население наших плавней. После провозглашения независимости Украина в 1996 году подтвердила ЮНЕСКО, что и далее будет выполнять Рамсарскую Конвенцию. Тем не менее, более 20 лет понадобилось ученым, экологам и общественникам, чтобы пролоббировать создание на Херсонщине, в дельте Днепра, Национального парка. Дело сдвинулось с “мертвой точки” лишь в 2008 году. Тогда, например, на карте Украины появился Нижнеднестровский национальный природный парк – на территории Белгород-Днестровского, Беляевского и Овидиопольского районов Одесской области. А у нас процесс, увы, сдвинулся и “застопорился”. Впрочем, сейчас понятно, почему – наши областные власти были “заинтересованы” совсем в другом. Только после революции достоинства и смены руководства пакет документов был окончательно утвержден и его передали в Киев. Однако теперь проволочки начались в столице, а тут, на Херсонщине, пошла активная кампания по дискредитации самой идеи парка.
Некие личности подстрекали местных жителей, лживо утверждая, что они после этого не смогут скот выпасать, грибы собирать и рыбу ловить. Людей свозили автобусами на протесты. И начались массовые обращения “от граждан” во все возможные инстанции с требованиями отсрочить создание парка, так как он может помешать заниматься сельским хозяйством и традиционным промыслом. Самое абсурдное, что такой же вопрос об отсрочке “протягивался” депутатами и на сессии облсовета.
А представитель общественной организации “Экология – Право – Человек” Петр Тестов, рассказал, что, продвигая создание парка, встречались с руководством Государственного агентства лесных ресурсов, Комитета по вопросам экологической политики Верховной Рады, Министерства экологии. И там тоже говорили “о множестве неудобств, которые создаст людям появление национального природного парка на территориях, где они всегда ловили рыбу и выпасали скот”. А в неофициальных беседах поясняли – в Днепровских плавнях находятся охотничьи хозяйства, за которыми стоят весьма влиятельные люди.
На территории наших плавней обосновалось 9 охотничьих угодий. Острова, тысячи гектаров, отданы им в 2006-2008 годах областным советом в аренду на 49 лет. Только два предприятия перечисляют налоги, остальные – неприбыльные организации. Аренду платят, как говорит известный эколог Владимир Худолий – по одной гривне в год за гектар. Но на эти острова “простым смертным” хода нет, там отдыхает “элита”. И даже на лодке туда не приблизиться, все протоки перекрыты натянутой проволокой с предупреждающей табличкой: “Частные владения”, повсюду – вооруженная охрана. Можно только по снимкам в интернете увидеть, какие там построены особняки и коттеджи. А основной вид деятельности у этих структур – охота. Вот тут, собственно, и “зарыта собака” . Дело в том, что на территории Нацпарка ловить рыбу можно, грибы собирать – тоже, даже скот выпасать (за исключением маленького “кусочка” территории, 6%, которая находится под строжайшей защитой). А вот охотиться – нигде нельзя, на всех 80 тысячах гектарах. В том числе, и на взятых в аренду на 49 лет. Конечно, владельцам угодий не хотелось терять такой “лакомый кусочек”, и поэтому и начали пугать людей и дискредитировать саму идею парка.
Экологи, ученые, сторонники скорейшего создания природного парка постоянно встречались с местными жителями и чиновниками, объясняли, что все те “страшилки” о “запрете на все” – полная чушь. Создание парка – это огромный плюс и для нас всех, и для государства, которое обязано выполнить международные соглашения. Минус – только охотникам. Потому что единственный вид деятельности, который запрещен на территории Нацпарка – охота. И что людей просто цинично используют, чтобы сохранить “феодальные вотчины”. А попытка отсрочить создание парка, это, по сути – его “убийство”. Ведь после реформы, после децентрализации, появятся новые административные единицы – объединенные громады. И тогда документы на парк придется оформлять с самого начала, заново утверждать и согласовывать его границы.
А это – дополнительные затраты сил, времени, средств, что при нынешней ситуации в Украине сводит все предыдущие усилия к нулю.
Охотничьи хозяйства, которые выступали против создания парка, как уже писала “Вгору”, – это ООО “Дельта Люкс”, Цюрупинское районное общество охотников и рыболовов “Возрождение фауны”, предприятие ООО НПО “Экофильтр”, предприятие “Кинбурнская коса” и несколько районных организаций охотников и рыболовов.
Среди учредителенй ООО “Дельта Люкс”: Виктор Сарапин – директор Херсонской дирекции банка “Райффайзен Банк Аваль”, он же депутат Херсонского облсовета; Андрей Рыжилов – депутат Голопристанского райсовета; Владимир Ляшенко – депутат Херсонского облсовета.
В учредителях “Возрождение фауны” : Виктор Сидоренко – депутат облсовета; Гурам Апостилиди – председатель наблюдательного совета ПАО “Цюрупинскавтотранс”.
Учредители предприятия “Кинбурнская коса”: те же Сарапин и Ляшенко, а также Юрий Емченко, бывший глава налоговой администрации Херсонской области, и Николай Ткаченко – бывший депутат Донецкого облсовета, руководитель банка “Софиевский”, бывший директор Донецкой дирекции банка “Райффайзен Банка Аваль”.
В ООО НПО “Экофильтр” контактным лицом значится Максим Шестопал. Он же является директором компании “Таврийский край”, которая стопроцентно принадлежит компании “Гавриловские угодья” – где хозяевами являются Сарапин и Ляшенко.
Страсти охотников по заповеднику немного поутихли после того, как в прошлом году, 24 ноября, Президент подписал Указ о создании “Нижнеднепровского” и временно исполняющим обязанности директора Нацпарка был назначен Игорь Яковлев. Это назначение вызвало крайнее возмущение ученых, экологов и общественности. Ведь именно он, будучи в 2006-2009 годах первым заместителем главы облгосадминистрации, депутатом облсовета и секретарем постоянной комиссии, в ведении которой находились вопросы экологии, подписывал документы о создании охотничьих хозяйств. Он же – сам соучредитель Общества охотников и рыболовов “Чинтрель”, которое было создано в 2007 году и тогда же получило в аренду на 49 лет 12,5 тыс. га охотничьих угодий в Геническом районе. И хотя в.и.о. директора Игорь Яковлев категорически отрицал свои давние связи с Сарапиным и Ляшенко, и обещал приложить максимум усилий, чтобы наладить защитно-охранную деятельность, результат, как говорится, “налицо”. То есть – никакого. За полгода не сделано совершенно ничего. Судя по всему, охотники для того и протащили “своего кандидата”, чтобы тут, на месте, бойкотировать работу по Нацпарку, чтобы он так и был на бумаге, а не в плавнях.
Что же, в таком случае, изменилось? Почему вдруг, через полгода после подписания Указа, появляется иск о признании его противоправным?
Из неофициальных источников нам стало известно, что на днях Игоря Яковлева “отозвали” в Киев, назначили заместителем министра экологии. И самое страшное в этой ситуации, что защищать парк в суде будут представители Администрации Президента и… Министерства экологии.