«Ста́линки» - так называются дома в стиле неоклассицизма (сталинский ампир), которые строили в СССР с конца 1930-х годов до середины 1950-х годов.
Это капитальные многоквартирные здания с высокими потолками, стенами из негорючих материалов и всеми коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, водяным отоплением. В центре городов, на проспектах и магистральных улицах, возле площадей возводились более элитные здания этого типа - так называемое «директорское жилье». Стены у них украшены лепным декором, а потолки еще выше – до 4 метров. Во многих городах такие дома считаются архитектурными достопримечательностями.
У нас же, в Херсоне, «сталинка» на ул. Пугачева, 5 стала совершенно другой «достопримечательностью» - «головной болью» для ее жильцов. Третий год жители дома безуспешно заваливают жалобами горисполком, обивают пороги мэрии, чтобы им позволили приватизировать свое жилье. Чиновники сочувствуют, но разводят руками: рады бы, но ничем пока помочь не могут.
Как оказалось, «непреодолимым препятствием» в этом деле стали… депутаты горсовета.
Ранее это четырехэтажное здание было общежитием Херсонского судостроительного завода. В 2015-м году предприятие передало «сталинку» на баланс городу, передало вместе с жильцами. Судостроители, стоящие на квартирном учете и прожившие в этом общежитии по 15-20 лет, обрадовались. Наконец-то приватизируют комнаты и обзаведутся своим жильем. Ведь тех, кто увольнялся прежде с завода, тут же буквально выбрасывали на улицу – выселяли без предоставления другой жилплощади. А городские суды стояли на стороне Херсонского судозавода независимо от того, сколько лет человек проработал на предприятии. А тут уже можно будет не чувствовать кабальную зависимость от места работы. Осталось дело совсем «за малым» - за формальными процедурами.
После принятия здания на баланс территориальной громады, согласно пункту 5 закона Украины «Про обеспечение жилищных прав жителям общежитий», городские депутаты должны подтвердить статус здания, то есть, что это – общежитие и, соответственно, разрешить начало приватизации. Если же депутаты по каким-то причинам решат, что здание лучше использовать в другом качестве (перепрофилировать, например, в гостиницу или отдать под социальное жилье), то, в любом случае, люди не могут остаться без крыши над головой. Власти в таком случае обязаны предоставить им другое жилье (не хуже), которое они смогут приватизировать.
Со свободными «квадратными метрами» в Херсоне не то что туго, а очень туго. Поэтому самое логичное решение, которое «само напрашивается» - просто подтвердить общежитию статус общежития. Однако, как пояснила замначальника управления учета, распределения и приватизации жилья Людмила Березная, такое решение до сих пор не принято. Горисполком несколько раз подавал соответствующий проект решения на рассмотрение депутатских комиссий. Вопрос даже доходил до рассмотрений на сессиях горсовета: 28 апреля 2016 года, 31 августа 2016 года, 30 ноября 2016 года, 28 апреля 2017 года... Но депутаты так его и не приняли. А поскольку статуса здания нет, то жильцы не могут воспользоваться своим законным правом.
Видимо, сталинка в центре города показалась депутатам слишком «лакомым кусочком», чтобы отдать ее людям, стоящим на квартирном учете. Дело в том, что жильцов в этом здании не так уж много, они занимают только третий этаж, 20 комнат общей площадью в 372,94 кв. м. Еще почти такую же площадь там занимают нежилые помещения: два санузла, две кладовые и четыре кухни с газовыми плитами. На остальных этажах жильцы не проживают. А это, «ни мало, ни много» - еще порядка 2 тысяч «свободных» квадратных метров!
Правда, на первом этаже комнаты не жилые. Они с самого начала были таковыми, считались в общежитии судозавода вспомогательными помещениями. Теперь город сдает их в аренду государственным структурам, общественным организациям и частным предпринимателям.
На втором этаже числятся 20 жилых комнат, но эти помещения тоже уже сданы в аренду. Их занимает Херсонский гарнизон военной прокуратуры южного региона Украины. Если зданию присвоят статус общежития, а военная прокуратура освободит этаж, то сюда вполне могут вселить людей, нуждающихся в жилье и стоящих в городской очереди на квартиру.
А четвертый этаж – полностью свободен. Когда город принимал сталинку на баланс, комиссия туда сначала не смогла попасть: вход перекрывали железные двери. Как пояснил тогда представитель судозавода, часть этажа сдавалась в аренду. Срок договора закончился, но арендатор не освободил помещения. На этаже также отключено электричество, газ, отопление и вода, возможно, необходим капитальный ремонт. Впоследствии комиссия все же осмотрела этаж и пришла к выводу, что комнаты вполне пригодны для жилья: светлые, просторные и в хорошем состоянии. И будет вполне достаточно косметического ремонта. Впрочем, новые жильцы, как правило, такой ремонт всегда сами и так делают. Только в одном месте оказался немного подпорчен потолок, видимо, там незначительно, но протекает крыша. Однако на ее ремонт много средств также не потребуется.
Горисполком в сентябре 2017-го снова попытался вынести на ближайшую сессию вопрос о присвоении зданию на ул. Пугачева статуса общежития. Но координационный совет (те же депутаты, с которыми сначала согласовывают все вопросы предстоящей сессии) отказался вносить его в повестку дня. Так сказать, «завернули» документы на некую «доработку». А суть этой «доработки» - противозаконна. Как пояснила помощник мэра по вопросам приватизации комнат в общежитии Марина Войтенко, депутаты категорически не хотят признавать общежитием все здание. Потому что тогда все жилые комнаты пойдут под приватизацию людям.
На второй этаж «избранники народа» пока не претендуют, но вот четвертый этаж очень кому-то хочется «заполучить». И этот кто-то активно лоббирует свои интересы в горсовете. В результате депутаты и требуют, чтобы им подготовили документы о присвоении статуса общежития только третьему этажу, где живут судостроители. А остальные этажи здания «оставили в покое». А это – априори невозможно. В Законе четко сказано: статус присваивается «целостному имущественному комплексу», то есть, только всему зданию. Присваивать одному этажу – незаконно.
Ситуация очень напоминает судьбу бывшего административного здания бывшего ХБК. Правда, тогда девятиэтажку раздерибанили не через депутатов, а через суд. Но суть одна – если все здание «оттяпать» не получается, то, может, его «распилить»?
Нельзя. И прокуратура это уже подтвердила. В частности, в прошлом году оспорила и отменила в апелляционных инстанциях «поэтажную» продажу административной девятиэтажки ХБК. Так что стоит депутатам проголосовать за «распил» общежития, как последуют суды.
Но избранникам народа в этом случае все равно ничего не грозит. Отвечать придется тем сотрудникам горисполкома, которые подготовят и подадут на утверждение горсовета документы о присвоении статуса только одному этажу.
Вот и «бодаются» из-за этого третий год исполком с депутатами. А в результате жильцы общежития не могут реализовать свое право на приватизацию, гарантированное им Законом.
А еще из-за этого не могут в этом доме получить жилье и другие херсонцы. По состоянию на начало года на квартирном учете - 323 семьи и одиноких горожан, имеющих внеочередное право на получение жилья. Это многодетные семьи, молодые специалисты, судьи, но большая часть льготников – сироты. Также, на отдельном квартирном учете состоят еще и 36 семей участников АТО. И все они – тоже ждут.