Десятки херсонцев выразили поддержку общественникам, добивающимся создания в городе Кризисного центра для людей, которые пострадали от домашнего насилия. Но в ближайшее время такой центр, увы, вряд ли появится.
Во время фотовыставки, проведенной в торгово-развлекательном центре «Фабрика», зрители могли сфотографироваться на фоне представленных на выставке портретов двадцати херсонских женщин-активисток и разместить фото в соцсетях с тегом в поддержку создания Кризисного центра.
Участники акции — представительницы общественных организаций, которые вошли в инициативную группу по созданию центра для жертв домашнего насилия.
«Сегодня — последний день фотоакции, - рассказала ее организатор, психолог и общественный деятель, координатор социальной кампании «Херсон — территория, свободная от насилия», Дарья Добрынина. - Цель этой акции — открыто выразить поддержку жертвам домашнего насилия и сказать, что есть к кому обратиться в сложной ситуации. В акции приняли участие активные и влиятельные женщины, руководители общественных организаций, главы благотворительных фондов, представительницы социальных структур. Все они в своей работе сталкиваются с людьми, пострадавшими от насилия и не понаслышке знают, что такая проблема есть и она реальная. Наша задача — напомнить херсонцам, что даже если тот или иной человек не имеет личного такого опыта, не переживал домашнее насилие, то это не говорит о том, что проблемы в обществе нет вообще».
Херсонские общественники с начала прошлого года добиваются создания в областном центре учреждения, где могли бы получить помощь люди, ставшие жертвами домашнего насилия.
В январе стало известно, что горсовет определился, где будет находиться такой центр. Адрес был указан в ответе и. о. Херсонского городского головы, начальника управления социальной политики Елены Рузгис на обращение одной из представительниц инициативной группы к нардепу Ирине Луценко: помощники нардепа направили обращение в Херсонский горсовет.
${gallery:614c19491a99ff6eaefb31d3ea2e656d}
Мы сознательно не указываем адрес и данные о человеке, отправившем запрос, так как вопрос все-таки — очень деликатный. Например, во многих странах Евросоюза, в частности, в Германии, места размещения таких центров не афишируются. Там создана система, позволяющая прятать жертву домашнего насилия от агрессивного члена семьи на то время, пока для человека сохраняется опасность.
В Херсоне же городские власти решили разместить Кризисный центр по работе с жертвами домашнего насилия в свободных помещениях одного из зданий, пребывающих в городской коммунальной собственности, где уже сейчас постоянно находится большое количество людей, в том числе — дети. Каково им придется, когда центр заработает и туда будут приходить не только жертвы, но еще и те, от чьей руки страдали домашние? Ведь уже сейчас узнать будущий адрес учреждения — дело техники, как говорится.
Потому общественникам, добивающимся создания Кризисного центра, следует обратить внимание и на такие важные аспекты, как обеспечение безопасности и сотрудников создаваемого учреждения, и клиентов, а также соблюдение конфиденциальности.
Впрочем, эти проблемы при желании можно решить, и совершенствовать работу Кризисного центра можно со временем. Для начала его нужно открыть.
В упомянутом выше ответе сказано, что в городском бюджете предусмотрены 180 тыс. грн. на создание проектно-сметной документации на переоборудование выделенных помещений для Кризисного центра. Но там же сказано, что конкретные действия по созданию центра городская власть предпримет только после разработки Кабмином и утверждения Временного положения о специальной службе поддержки людей, пострадавших от насилия. В подписанном Президентом Украины в январе 2018 г. Законе Украины «О профилактике и противодействии домашнему насилию» сказано, что такое положение должно быть разработано в течение первого полугодия нынешнего года.
То есть, только к подготовительному этапу создания Кризисного центра городская власть приступит только через несколько месяцев. В лучшем случае.
Но в Славянске центр социально-психологической помощи лицам, пострадавшим от насилия или жестокого обращения, открыли буквально на днях. Не дожидаясь милостей от Кабмина. Как писали в местной прессе, для центра было отремонтировано и оборудовано помещение площадью 150 кв. м. при финансовой поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Европейского Союза. Общая стоимость ремонтных работ составляет 1 105 624,00 тыс. грн: 250 000, 00 грн. выделил городской бюджет и 855 624,00 грн - финансовая поддержка ПРООН/ЕС. Дальнейшая работа центра будет поддерживаться Фондом Народонаселения ООН при финансовой поддержке правительства Великобритании в тесном сотрудничестве с городской и областной властью, Донецким областным центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, а также неправительственными партнерами, в частности ОО «Лига социальных работников».
Выходит, в одном городе смогли создать учреждение, куда могут обратиться за помощью жертвы домашнего насилия, в другом местные чиновники объясняют свое бездействие неповоротливостью столичных клерков. Увы, в Херсоне за создание Кризисного центра отчаянно бьются только общественники при поддержке нескольких депутатов горсовета. А чиновники, похоже, в этом «сражении» ушли «в глухую оборону».
Стоит отметить, что в Славянске адрес приюта для людей, пострадавших в результате домашнего насилия, не разглашается в целях безопасности. Кстати, первые клиенты у этого приюта появились уже вскоре после открытия.
А в Херсонской области последний на сегодняшний день резонансный факт домашнего насилия задокументирован в декабре прошлого года: ранее судимый за кражи и убийство мужчина три дня морил голодом и жестоко избивал свою гражданскую супругу, которую привязал на цепь. Как рассказал мужчина задержавшим его полицейским, женщину он так наказывал «за плохую стряпню». По словам, координатора социальной кампании «Херсон — территория, свободная от насилия» Дарьи Добрыниной, в прошлом году в полицию поступило более двух тысяч обращений от жителей Херсонской области по фактам домашнего насилия.
В целом по Украине, по данным общественных организаций, в прошлом году домашнее насилие стало причиной смерти около шестисот человек.