С 15 марта изменился порядок назначения судмедэкспертиз, если смерть человека подозрительна и высока вероятность, что его убили. Ранее экспертам достаточно было документа, подписанного следователем. Теперь представитель полиции или прокуратуры должен получить на проведение экспертизы разрешение суда.
Этого нововведения опасались все: и сотрудники соответствующих государственных служб, и обыватели. Опасались, что вместо оперативного расследования начнется бюрократическая волокита. Что и так заваленные делами суды просто «загнутся» под кипой новых ходатайств. Мертвые тела негде будет хранить, и их придется складировать штабелями в коридорах моргов. А родственникам погибших придется месяцами ждать разрешения на погребение близких…
Накануне «часа «Ч», два дня, с 13 по 14 марта, в столице проходили совместные заседания руководств органов Нацполиции, прокуратур, юстиции, судов: решали, как теперь «жить» - как избежать коллапса системы досудебного расследования. Но до сих пор никто из представителей власти так и не смог внятно пояснить, как будут работать новые процедуры и чем это действительно чревато. Мнения сходятся только в одном: бумажной волокиты станет больше, и на это придется тратить много времени.
Кроме того, несколько нардепов подготовили и направили на рассмотрение в Верховную Раду законопроект №7547, который должен был отменить скандальные новшества Уголовно-процессуального Кодекса. Однако на вечернем заседании в четверг Верховная Рада большинством голосов законопроект отклонила. И новые правила с 15 марта вступили в силу.
Мы попытались выяснить, как же новые процедуры реализуются на практике, и насколько для Херсонщины этот вопрос «болезненный».
Заместитель руководителя аппарата Херсонского городского суда Михаил Вишневский подтвердил, что следователи уже начали обращаться с ходатайствами о назначении экспертизы по криминальным трупам. Сколько именно таких обращений поступило, сказать затруднился: такую выборку в суде не делали. Что касается сроков рассмотрения, то, по законодательству, следственный судья должен принять решение в течение 5 дней. А когда именно - в первый или последний день этого срока будет рассмотрено ходатайство, зависит непосредственно и только от судьи, которому попали эти материалы.
И при этом далеко не факт, что судья, рассмотрев вопрос, примет положительное решение, а не вернет документы следователю на доработку.
В то же время, руководитель областного бюро судебно-медицинской экспертизы Евгений Лысенко откровенно сказал:
«Мы сейчас - в полном неведении, вплоть до сегодняшнего дня, 21 марта, ни одного разрешения суда на экспертизу нам еще не предоставляли».
Хотя, по словам сотрудников херсонского городского морга, к ним ежедневно привозят 4-5 усопших, и среди них 1-2 бывают «очень подозрительные». Конечно, дежурные и санитары морга - не эксперты и не следователи. Тем не менее, согласно статистике, которую сообщил отдел коммуникации областного управления Нацполиции, за десять дней, с 10 по 20 марта включительно, на Херсонщине зафиксировано 367 естественных смертей, 3 - криминальные и 7 - самоубийств.
И сложившаяся ситуация вызывает большие опасения, что либо полиция будет «закрывать глаза» на признаки насильственной смерти, чтобы «не заморачиваться» хождением с бумажками по инстанциям. Либо придется строить новые морги, чтобы хватило холодильников для тех усопших, чьи тела ждут дополнительных исследований, чтобы установить истинную причину их гибели.