Почти 60 лет фамилия нашего земляка Алеана Альперта не сходит с газетных полос. Его архивы – сотни тысяч отснятых кадров, удивительная фотографическая летопись Херсонщины.
Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с тремя уникальными фотографиями этого автора, объединенными одной темой – прорывом человечества к звездам.
Таким количеством покорителей космоса, которые бывали в Херсоне, не может похвастаться ни одна область Украины и стран бывшего СССР.
– Я начал вести фотолетопись космонавтики, когда в наш город прибыли космонавт “номер два” Герман Титов и космонавт Валерий Быковский, – рассказывает Алеан Альперт. – Что тогда творилось на улицах и что было на ХБК – невообразимое столпотворение и воодушевление. Ведь только что в космосе побывал первый человек, Юрий Гагарин, и тут на Херсонщину приехало уже сразу два космонавта. Все города тогда хотели “заполучить” их себе, а они выбрали Херсон. Руководство ХБК постаралось. Не забывайте, на комбинате тогда работало более 20 тысяч женщин – прядильщиц, ткачих, сновальщиц – целый небольшой городок. Подозреваю, что юные ткачихи по Титову потом все “сохли”. Эти космонавты оба были приятными и чрезвычайно скромными. Но Быковский – не совсем фотогеничный, а Титов – очень красив и обаятелен. И это были первые “звездные ласточки”, которые “прилетели” в Херсон, а потом и “пошло-поехало” . Поэтому Херсонщину можно вполне назвать маленькой столицей космонавтики. Тем более, что один из космонавтов – наш земляк Виталий Жолобов.
Алеан Альперт вспоминает, как 6 июля 1976 года в центральных новостях сообщили, что к орбитальной станции Салют-5 на корабле Союз-21 стартовала первая экспедиция, командир экипажа Борис Волынов (позывной “Байкал-1” ), а бортинженер – Виталий Жолобов (позывной “Байкал”) . Редактор “Ленінського прапора”, где работал фотокором Алеан Альперт, поручил ему и корреспонденту Алле Тютюнник съездить на родину земляка в Старую Збурьевку, – сфотографировать родителей космонавта, взять у них интервью.
– Я сделал несколько кадров, но чувствую – не совсем то, – рассказывает Алеан Александрович. – Домик скромный, родители скромные, радости не хватает, детей. А в селе как раз пионерский лагерь работал, поехал туда, а лагерь – пустой! Оказывается, все кино смотрят. А уже вечереет, свет уходит. Тогда зашел в кинотеатр, в будку к киномеханику и потребовал остановить сеанс. Он включил в зале свет, и я отобрал несколько красивых мальчишек и девчонок. По пути обратно, к дому Жолобовых, еще и цветов полевых набрали. И фотографии сразу ожили. Вернулись в Херсон поздно ночью, но утром, в 6 часов, на редакционном столе лежали уже готовые и снимки, и интервью.
На следующий день после старта космический корабль совершил успешную стыковку с орбитальной станцией “Салют-5”. Там пилоты проводили эксперименты, которые, в основном, носили военный характер (программа “Алмаз” – фотографическая и радиотехническая разведка и управление с орбиты наземными военными средствами).
Летчики-космонавты Виталий Жолобов и Борис Волынов.
Программа полета была рассчитана на 60 дней, но на 42-е сутки на станции внезапно погас свет, отключился ряд бортовых систем, в том числе и система регенерации кислорода. Неимоверными усилиями через два часа космонавты наладили работу. Но после перенесённого стресса у Волынова заболело сердце, Жолобов был в ещё более тяжёлом состоянии. Когда было принято решение об экстренном прекращении полёта (на 49 сутки), наш земляк уже не мог самостоятельно облачиться в скафандр. И посадка была ночной и крайне тяжелой, командир экипажа получил травмы головы. За мужество и героизм космонавты получили золотые звезды Героев и ордена. А после выздоровления они вдвоем приехали на Херсонщину. Их фотография возле памятника корабелам облетела очень много газет, напечатали ее и в центральном издании “Правда”, выходившей на разных языках, тиражом 20 миллионов.
– Все тогда находились за 40 метров от Героев, а я – рядом, ближе никого не было, – вспоминает Алеан Альперт. – Но космонавты стояли “по стойке смирно” и напряженно смотрели в объектив. И тогда я обращаюсь к Жолобову: “Виталий Михайлович, а покажите рукой, где находится Старая Збурьевка, и скажите Вашему командиру: “Борис, смотри, там моя родина!” Они сразу расслабились, рассмеялись. И этот кадр обошел очень много газет, а придумал – Альперт.
Есть в архивах Алеана Альперта еще один уникальный снимок, – символический. На нем беседуют два ровесника, два Героя, но – награжденные золотыми звездами за труд в кардинально противоположных сферах: покоритель космоса Павел Попович и хлебороб “от земли”, 35 лет руководивший одним из ведущих хозяйств Херсонщины, председатель колхоза “Степной” Новотроицкого района Виталий Сторчак. Они встретились в Каховке, на одном из мероприятий – то ли каком-то форуме, то ли съезде. И в перерыве вышли на улицу. Сторчак вначале смущался – ведь тогда единицы землян побывали в космосе, на планете каждого все знали по именам, воспринимали как людей, свершивших неимоверное. А хлеб растить – “это каждый умеет”. Но Поповичу успехи агрария тоже казались не меньшим чудом. И он так живо интересовался работой Сторчака, что тот забыл о смущении, разговорились. Тут и “поймал” их в кадр херсонский фотокор.
На фото: Герой социалистического труда Виталий Сторчак и дважды Герой Павел Попович.
Осенью прошлого года Павлу Поповичу исполнилось бы 85 лет, а летом этого года, 15 июня – исполняется 85 лет Виталию Сторчаку. И наш земляк, как подчеркивает Заслуженный деятель культуры Алеан Альперт, “по-прежнему – в строю” .
Очень любил Херсонщину и Григорий (Георгий) Постников (1914–1978 г.г.), и хотя он ни разу не покидал планету, его жизнь неразрывно связана с покорителями неба. Постникова называли и называют “космическим скульптором” . Он первым начал делать работы, посвящённые Космосу. И его всемирно известная скульптура “К звездам” была уже готова, когда только-только с Земли стали запускать опытные баллистические ракеты, когда в небо поднялся первый спутник. И Постников создал первый портрет Юрия Гагарина, сразу же после его возвращения на планету.
Работы талантливого скульптора разбросаны по всем странам бывшего Советского Союза, но такого собрания, как в Херсоне – не было нигде, говорит Алеан Альперт. В конце жизни Григорий Постников подарил нашему городу гипсовые копии сделанных им портретов 25 первых космонавтов. Тогда их, вроде бы, передали в Краеведческий музей, по крайней мере, они какое-то время там стояли. Но, увы, с годами их следы затерялись. И выяснить сегодня, куда же делись авторские работы Постникова – пока не удается. Правда, по словам работников музея, какие-то бюсты хранятся в запасниках, но они “покоцаные” – у кого нос отбился, у кого уши. А так как своего хорошего реставратора нет, то скульптуры и не выставляются уже многие годы.