Плохой фильм можно не показывать, спектакль снять с репертуара, книгу не переиздавать. А памятник будет мозолить глаза людям независимо от их отношения к нему. Но в Херсоне эту прописную истину, похоже, усвоят очень нескоро.
Херсон заполняется памятниками, которые имеют неплохие шансы стать достопримечательностями. Правда, такими, которые прославят наш город как средоточие… дурновкусия и неразборчивости. Художественно вторичный (мягко говоря) и выполненный с недоделками памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, установленный в парке “Херсонская крепость”. Кичевый памятник дачнице на центральном рынке, в открытии которого принимал участие глава ОГА.
Шестого декабря этот перечень “шедевров” мог дополнить еще один памятник – монумент в честь защитников Украины. Но…
Празднование 25-летия вооруженных сил Украины не было омрачено в Херсоне открытием памятника не только с сомнительными художественными достоинствами, но и являющегося откровенным плагиатом.
Памятник в виде черной гранитной плиты с выгравированным на ней фрагментом знаменитой картины художника Алексея Бондаренко “Предки бачать...” (с картины пропал воин УПА) вызвал волну возмущения в соцсетях.
Херсонцы (в том числе и родственники военнослужащих, погибших в войне на Донбассе) писали, что хотели бы, чтоб мемориал стал данью уважения как погибшим, так и живущим среди нас защитникам Украины, свидетельством отношения народа к армии своей страны, сражающейся с агрессором.
И памятный знак, изготовленный по “кладбищенской” технологии, в этом качестве совершенно не годился. Да и оставался открытым вопрос авторского права. Давал ли Алексей Бондаренко согласие на использование своего произведения, да еще и – в урезанном виде? Вот что по этому поводу написал херсонский общественный деятель Олег Зайченко: “Мое мнение такое: памятник ставить нельзя. Аргументирую, почему. 1. Не согласованы авторские права. Это будет постоянный повод для скандала. На Мемориале это недопустимо. 2. Все уже обратили внимание на стыдливо затертую фигуру воина УПА. УПА что – не воевало за Украину? Воевало. Тогда почему убрали? На ровном месте создали точку напряжения. 3. Есть общее правило: мемориальный комплекс – это единая композиция. Единый замысел...
Давайте не спешить к очередному юбилею. Давайте обсудим и утвердим единый замысел. Ведь мы делаем не проект-однодневку, делаем на века”.
Памятники должны быть такими, к которым хочется прийти: положить цветы, погрустить, задуматься...
Областная власть ограничилась только установкой закладного камня в виде стелы на месте, где предполагается соорудить мемориал в память о защитниках Украины.
Стела из черного гранита и издалека очень напоминает кладбищенский памятник. Установлена на территории мемориала “Слава Украине!”, где доминирующий цвет – белый. Потому любой вопрос о художественной составляющей или архитектурной уместности нового элемента мемориала, как говорится, снимается как неуместный.
А памятник, который, как нам известно, уже готов, даже не привозили из Житомира, где его изготовили. За деньги, выделенные меценатами. Сейчас областная власть решает, что делать с тем, что “слепили из того, что было”. Впрочем, у власти совсем другое мнение о ситуации с памятником.
Как нам рассказала директор Департамента внутренней и информационной политики Херсонской ОГА Ольга Савенко, решение пока не устанавливать памятник якобы было принято вовсе не из-за дискуссии по поводу художественных достоинств произведения и морально-этической составляющей:
“Памятники нельзя устанавливать без соответствующего решения горисполкома. Облгосадминистрация уже два года не может добиться от городской власти такого решения. В конце концов у главы ОГА Андрея Гордеева лопнуло терпение, он нашел спонсоров и договорился об изготовлении памятника. Тем самым мы дали понять горсовету, что откладывать решение вопроса уже нельзя. Нам пообещали, что решение об установке памятника будет принято на заседании горисполкома, запланированном на 20 декабря. Потом будет объявлен конкурс, и я не исключаю, что по его итогам будет установлен уже изготовленный памятник. Ведь это избавит городской бюджет от немаленьких расходов”.
Савенко рассказала, что представители областной власти общались с автором картины “Предки бачать…” Алексеем Бондаренко (правда, уже после того, как памятник был изготовлен):
“Художник не возражает против использования его произведения, но просил, чтоб его воспроизвели не фрагментарно, а полностью.”.
Справа – оригинал известной картины Алексея Бондаренко «Предки бачать...». Слева– «вариации» на тему этой картины от херсонских авторов памятника, который стал скандально известным, еще не будучи установленным.
На церемонии освящения закладного камня возле мемориала “Слава Украине!” Андрей Гордеев сказал, что проект мемориала будет утвержден только после обсуждения и с общественниками, и с военнослужащими, и с участниками АТО, и с членами семей погибших воинов. А что будет в реальности?
Увы, мы все чаще сталкиваемся с тем, что общественного обсуждения проектов памятников в Херсоне нет. Реального общественного обсуждения. И тут речь идет не только о памятнике защитникам Украины.
“Уже месяц наблюдаю трансформации памятника в Гимназическом сквере. Сначала облолбали плитку. Думала – сносить надумали. Но в охране памятников сказали – нет, ремонтируют вроде. В свете декомунизации ясно, что будет не памятник “Искре”. Внимание, вопрос: кто знает, что это будет? И почему так сложно поставить табличку с новым проектом памятника, чтобы общественность понимала, что происходит? ”, – написала в Facebook руководитель Центра молодежных инициатив “Тотем” Елена Афанасьева.
Во время беседы Елена Афанасьева рассказала, что все же узнала, что возводится в Гимназическом сквере:
“Будет памятник пограничникам. Причем, очень “оригинальный” – в виде скульптурной композиции с двумя элементами – пограничника и собаки. Якобы возведение памятника финансирует Госпогранслужба. Если в сквере появится памятник пограничникам, колорит того места будет утрачен. Там-то на протяжении уже многих десятков лет собираются коллекционеры-нумизматы. Это – клуб по интересам под открытым небом.
Разумеется, коллекционерам возле мемориала собираться не разрешат”.
А еще Елена Афанасьева рассказала о памятнике Небесной сотне, который увидела в Ивано-Франковске:
“Это – гранитная стена с прикрепленными к ней силуэтами людей, изготовленными из материала с зеркальной поверхностью. То есть, зритель видит на памятнике свое отражение. Меня впечатлил и художественный уровень памятника, и его концептуальность, которая распознавалась с полунамека”.
Безусловно, можно делать хорошие памятники, которые будут восхищать, радовать, заставлять задумываться… Но для этого люди, от которых зависит облик города, должны свернуть с пути наименьшего сопротивления.