Підтримати нас

Как Херсонская ОГА смешивает «богово» и «кесарево»

Vgoru
Автор статті
28 квітня 2018 14:01
689
Поширити:

В малом зале заседаний Херсонской ОГА собирались священнослужители христианских конфессий, а также исламские и иудейские религиозные деятели. Состоялось первое заседание Совета церквей и религиозных организаций при Херсонской ОГА.

Недавно ОГА и ее глава Андрей Гордеев уже смешивали «богово» и «кесарево», организовав во время пасхального праздничного богослужения зачитывание в православных храмах обращения Гордеева к верующим. Резкая критика этой инициативы в СМИ и в соцсетях, похоже, подействовала с точностью до наоборот. Впрочем, наверняка сыграло свою роль и желание быть, так сказать, в тренде. Ведь аналогичные Советы действуют при Президенте Украине, в  других областях страны.

Открывая заседание Андрей Гордеев сказал, что «создание единой поместной православной церкви в Украине вызовет подъем украинского национального духа, еще более укрепит религиозную свободу в Украине и межконфессиональный мир». Разумеется, на мероприятии  такого рода церемониальные выступления примирительного, ободряющего и мотивирующего характера — дело само собой разумеющееся. Однако не читается ли «между строк» в выступлении главы ОГА, что одна из задач вновь созданного совета — максимально, насколько это возможно, сглаживать межконфессиональные противоречия, которые наверняка очень обострятся, если Вселенский Патриарх Варфоломей все же предоставит автокефалию УПЦ КП? Чтоб предсказать такое развитие событий, не нужно быть ясновидящим, достаточно проанализировать высказывания тех влиятельных должностных лиц УПЦ (МП), которые комментировали ситуацию, а также суждения ведущих украинских религиоведов.

Кстати, судя по выступлению представлявшего УПЦ (МП) Архиепископа Новокаховского и Генического Филарета, управляющего Новокаховской епархией, вероятность автокефалии для УПЦ КП довольно велика, причем — с перспективой объединения в единую поместную православную церковь. Иначе с какой стати Филарету было бы пускаться в сдобренные множеством высказываний великих мыслителей и апеллирований к истории пространные суждения о важности деполитизации церкви, о необходимости ради единения отбросить то, что нас разъединяет? Архиепископ даже вспомнил Испанию с ее «политикой забвения» после перехода от профашистского франкистского режима к демократии, как бы предлагая украинцам «забыть» поддержку клириками его церкви агрессивной политики РФ, а в некоторых случаях — и участие священников УПЦ (МП) в незаконных вооруженных формированиях. Последнее отмечалось в Донбассе, в частности — в Луганской области. То есть предложил, как говорил персонаж популярного ситкома, «понять и простить».

Кстати, в той же Испании «политика забвения» деяний Франко и его режима не особенно хорошо работает. Так, в 2015 году «Платформа жертв против безнаказанности франкизма» (есть в Испании такая общественная организация, выступающая категорически против «политики забвения») резко осудила действия генерального консула Испании в Санкт-Петербурге Хуана Антонио Мартинеса Каттанео, возложившего цветы на могилы испанцев, воевавших во время второй мировой войны на стороне фашистской Германии и погибших на территории СССР. Но об этом священник, конечно же, не говорил.

Насколько успешно Херсонской ОГА и ее руководителю удастся быть модератором в непростых межконфессиональных отношениях при том, что эту деятельность придется совмещать с решением огромного количества экономических и социальных проблем региона? Вопрос — риторический.

Но в ОГА, следуя тренду, похоже, решили таки налаживать более тесное сотрудничество с религиозными организациями. На заседании глава ОГА пустился в рассуждения о пользе для общества морально-этических постулатов, сформулированных в религиозных текстах, сказал, что не видит ничего плохого в том, чтоб в соответствии с такими принципами проводилась и государственная политика.

Заигрывая с церковниками, изображать из себя сторонника клерикального государства — вряд ли подходящая линия поведения для украинского чиновника. А такой вариант как формирование общества, в котором люди просто, без сакрального подтекста, соблюдают законы и морально-этические нормы, Андреем Анатольевичем не рассматривается? Видимо, он не понимает, как не погрязли в хаосе, а наоборот очень даже неплохо живут такие страны, как Норвегия, Чехия, Швеция, Дания, Франция, Австралия, Япония, Австрия, где, по данным последних социологических исследований атеистами считают себя от 60 до 75 % граждан.

На заседании Совета церквей и религиозных организаций при Херсонской ОГА ее глава фактически благословил экспансию церкви в такую важную и для страны в целом, и для каждого региона сферу как образование. Он одобрительно воспринял заявления представителей протестантских конфессий о намерении создавать в области свои школы. Выходит, завуалированно пообещал церковникам в обмен на сотрудничество то, что для каждой конфессии жизненно важно, – паству. Впрочем, и в этом случае можно говорить о следовании тренду.

Недавно, насколько нам известно, директоров херсонских школ собирали в одной из протестантских общин на проведенный под эгидой горуправления образования семинар «Методика преподавания курса «Христианская этика» в украинской школе». Люди, присутствовавшие на семинаре, рассказывали, что там выступали приезжавшие из Киева близкие к Минобразования педагоги-методисты, которые неслабо отчитывали херсонских коллег за то, что еще далеко не в каждой нашей школе введен в учебную программу названный выше курс. Нравится тренд? Или находите его пугающим?

Уже с первого заседания Совета наметились негативные тенденции. Увы, представители религиозных организаций не услышали или не захотели услышать, может быть, единственную здравую мысль, высказанную Андреем Гордеевым на этом мероприятии. Он призвал церковников препятствовать распространению в обществе радикальных настроений, что сейчас действительно очень беспокоит. Но непосредственно на заседании церковники пошли на поводу у тех, кто эти радикальные настроения нагнетает: в выступлениях звучали призывы «спасти семейные ценности», «запретить пропаганду гомосексуализма». Хотя уже давно очевидно, что гипертрофированный, на грани истерии, интерес к такой теме, как сексуальная ориентация, - как раз один из инструментов, используемых для радикализации настроений в нашем обществе. Как оказалось, это очевидно не для всех.    

Безусловно, коль есть в стране верующие, религиозные организации имеют право на существование. Но насколько целесообразно тесное сотрудничество светских по укладу и духу государственных институций и церкви? Ведь в мире предостаточно примеров того, что такой симбиоз ни к чему хорошему не приводил.  

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ