Підтримати нас

Инвентаризация третьего сектора

Vgoru
Автор статті
08 листопада 2016 04:00
596
Поширити:

С мая по сентябрь активисты общественных организаций Херсонщины, вошедших в созданный в этом году при Херсонской ОГА Координационный совет по вопросам содействия развития гражданского общества, изучали положение дел в третьем секторе. Результаты исследования были представлены на пресс-конференции.

По словам председателя херсонской областной организации Комитета избирателей Украины Дементия Белого, в области до настоящего времени не было систематизированной информации о положении дел в третьем секторе.

“Согласно тем данным, которые нам предоставили органы власти, в области активно работает 161 общественная организация. Однако мы во время наших исследований насчитали только 90. Причем, в некоторых сельских районах не оказалось вообще ни одной организации. Так, власти Новоронцовского района в ответе на наш запрос написали, что в этом районе вообще нет общественных организаций. Наиболее активно работают общественные организации в Херсоне, а также в Олешках, Каховке и Геническе. Самая удручающая ситуация – в степных сельских районах. Также нужно выделить общественные организации и активистов, появившихся в публичном пространстве после событий 2013-2014 годов. Эти люди, пережив неудачи, связанные с отсутствием опыта работы в третьем секторе, порой впадают в апатию и разочарование, озлобляются. Однако активисты и организации, начавшие деятельность после Майдана, – очень ценный ресурс. Потому более опытные активисты и общественные организации должны им всячески помогать. И сейчас наш Координационный совет по вопросам содействия развитию гражданского общества решает, как делать это наиболее эффективно”, – сказал Дементий Белый.

По его словам, в районах Херсонщины, где третьему сектору даже до зачаточного состояния нужно преодолеть дистанцию огромного размера, очень сильны иждивенческие и патерналистские настроения. Например, в одном из сельских районов председатель райсовета убеждал общественников, в том, что проблемы его района может решить только… лично Петр Порошенко.

“Во время разговора я заметил, что на руке у председателя райсовета этого очень бедного и проблемного района красовались… золотые часы. Когда мы поинтересовались, как в районе намерены содействовать развитию гражданского общества, глава райсовета ответил, что “людям сейчас не до этого, они все на сельхозработах” (этот разговор был  во время жатвы)”, – рассказал Дементий Белый.

Как отметил руководитель “Причерноморского центра социальных и политических исследований” Александр Мошнягул, не выдерживает никакой критики система взаимодействия общественных организаций и органов власти. Сейчас последние поддерживают в основном так называемые традиционные общественные организации: ветеранские, женские, организации ветеранов-афганцев, ликвидаторов аварии на ЧАЭС…

“Эти организации, которым органы власти предоставляют помещения, которые финансируются из бюджета, зачастую просто имитируют общественную деятельность. Их работа в основном сводится к оказанию материальной помощи нуждающимся членам организаций и проведению торжественных мероприятий”, – сказал Дементий Белый.

По словам Александра Мошнягула, в Херсоне и в области процветает далеко не способствующее развитию гражданского общества “ручное” распределение бюджетной поддержки общественных организаций:

“Сейчас, как известно, в городском бюджете – профицит. И часть дополнительных денег выделяются общественным организациям. Так, на недавней сессии горсовета было объявлено о создании в Херсоне новой спортивной организации, которая стразу же получила деньги из бюджета”.

Общественники считают, что бюджетная поддержка третьего сектора должна существовать исключительно в виде грантов, выделяемых на конкретные проекты, отобранные на конкурсах.

“Например, во многих развитых странах существуют социальные заказы, когда финансируются проекты общественных организаций в социально значимых сферах, где усилиями власти нельзя решить все проблемы.

Например, во многих странах с трудными подростками работают только общественники, а власть лишь финансирует проекты в этом направлении”, – сказал Александр Монягул.

Участвующий в пресс-конференции начальник управления внутренней политики  облгосадминистрации Павел Гавриш сказал, что сейчас идет работа по изменению принципов сотрудничества власти и третьего сектора.

Так, общественные организации будут получать финансирование под конкретные проекты, которые будут предоставляться на конкурс. Гавриш говорил о необходимости “не забивать голы друг другу, а сотрудничать”.

Возможно, у чиновника, кстати, пришедшего в органы власти как раз из третьего сектора, – исключительно благие намерения. Но можно ли то же самое сказать о его начальстве?

“Весной представители общественных организаций, оказывающих правовую помощь участникам АТО, встречались с руководителями облгосадминистрации и с судьями. Представители ОГА ушли с мероприятия, ограничившись приветственными выступлениями, а поговорить с общественниками не пожелали. Мы общались только с судьями, и этот диалог был конструктивным и полезным. А вот областная власть повела себя, мягко говоря, странно”, – “забила гол” чиновникам руководитель общественной приемной Херсонского фонда милосердия и здоровья Наталья Козаренко.

На пресс-конференции и представители власти, и общественники утверждали, что в обозримом будущем система взаимоотношений между властью и третьим сектором существенно обновится. Все соглашались, что потребность в этом – колоссальная. Да и мировая практика такова, что в большинстве развитых стран основной источник финансирования общественных организаций – государственные гранты и бюджетное финансирование. Но если такая практика будет внедрена в Украине, не получим ли мы еще и побочный эффект в виде попытки власти негласно руководить третьим сектором. Ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Или не заказывает, если преодолеет соблазн. Но преодолеют ли его наши чиновники?

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ