Нововведение о сортировке мусора по видам отходов вызвало негодование у жителей Чернобаевки.
На прошлой неделе привычно чистые и ухоженные центральные улицы пригорода Херсона – Чернобаевки в один момент превратились в филиал большой свалки. А все потому, что работники предприятия по уборке мусора не забрали пакеты с бытовыми отходами у жителей села, тем самым нарушив установленный график. Причину такого странного демарша чернобаевцам удалось узнать лишь на следующий день.
Ранним утром возмущенные жильцы частного сектора пикетировали офис предприятия по вывозу и уборке мусора. Руководитель данного ЧП Любовь Браточенко уведомила негодующую публику, что ныне, согласно вступившему в силу с 1 января 2018 года закону Украины «Об отходах», мусор надо сортировать: «Я понимаю народное негодование, - говорит Любовь Михайловна. - Согласна, что где-то мы совместно с властью на местах не доработали и не провели своевременно информационную работу. Возмущены в какой-то степени нововведением и мои работники. У меня тракторист и два грузчика, которые обслуживают 1700 дворов. Они получили предписание забирать только сортированный по пакетам мусор. Телефон у меня разрывается с самого утра. Мои работники интересуются: к какой категории мусора относятся банки из-под краски, а к какой - старая обувь, бампер от машины – что делать с ним? Честно говоря, я и сама иногда затрудняюсь с ответом…»
К слову, по факту мусор с нового года на территории как Херсонской области, так и Украины в целом сортировать никто особо не пытался. Напомним, эта норма была внесена в закон еще в 2012 году, когда Украина готовилась к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Так, статья 32 гласит, что в Украине с 1 января 2018 года запрещено захоронение на полигонах непереработанных (необработанных) бытовых отходов. Только вот закон не предусматривает перечень и последовательность операций с мусором. Получается, закон о сортировке мусора выполнять надо, а как это делать на практике, никто не знает.
Однако представителей местных властей Чернобаевки этот факт не смутил. Приложив максимум творчества и смекалки, они разработали и утвердили правила и порядок сортировки мусора для жителей своего села. Этот список был вручен чернобаевцам для ознакомления на встрече с депутатом сельского совета Светланой Дударь.
Светлана Дударь ознакамливает избирателей с правилами сортировки мусора.
Итак, выделено пять категорий бытового мусора. Это – металл и пластик, бумага, стекло, биоотходы, смешанные отходы, к которым относятся детские подгузники, гигиенические салфетки, полиэтиленовые пакеты. А также отдельной графой значатся вредные отходы, которые выбрасывать нельзя. Это зеркала, батарейки, лампы, мониторы, изделия из керамики, фаянса и хрусталя.
В начальном варианте мусор, разобранный по категориям, чернобаевцам, согласно предписанию, необходимо было упаковывать в пакеты разного цвета. Например, в синий пакет – пластиковую бутылку, в зеленый – памперс и т.д. У каждой мусорной категории – свой цвет. Но этот вариант, видимо, как аналог цветным контейнерам для мусора в развитых европейских странах, сразу же был забракован и высмеян сельскими жителями.
- Я не просто возмущена, я в негодовании! – комментирует пенсионерка Нина Ивановна. – Это идиотизм! Подскажите, где мне искать разноцветные пакеты для мусора?! И во сколько эта прихоть местных властей мне будет обходиться? Если повысили тарифы на вывоз мусора и требуют от нас тщательной сортировки, пусть тогда и предоставляют населению цветные пакеты!
Получивший на руки сортировочный мусорный список преклонного возраста мужчина долго и внимательно его изучал. В итоге он так и не понял, почему у него не забрали пакет с мусором, за который он исправно платит и который выставляет за ворота раз в две недели. Ведь в его пакете был мусор согласно списка – и крышечки, и чайные пакетики, и картофельная кожура…
Присутствующий на собрании глава сельского совета Игорь Дударь высказал негодование поведением своих односельчан: «Откуда такая массовая несознательность? Закон о сортировке мусора действует по всей Украине. Воспринимать его надо – как руководство к действию. Зачем вы нам ставите палки в колеса? Почему у вас резко появились непригодные для пользования диваны, комоды и битый хрусталь - все то, что в списке не значится?»
Невзирая на замечания сельского головы, народ продолжал бурно обсуждать мусорный перечень, декламировать во весь голос, кто и что в каких количествах выбрасывает, у кого каких отходов больше, и куда-таки девать запрещенные по списку лампочки и битые зеркала?
Впрочем, народное волнение, негодование и сарказм вполне объяснимы. О какой гражданской сознательности, о каких цветных пакетах может идти речь, если вступивший в силу закон не имеет под собой фундамента? На территории Херсонской области на данный момент нет ни одного завода по комплексной переработке мусора, нет необходимой инфраструктуры.
Много ли по городу Херсону стоит контейнеров для раздельного сбора отходов? Их попросту нет. Получается, что нам в очередной раз спустили сверху закон, который в ближайшее время вряд ли заработает, если даже чиновников на местах обяжут собственноручно красить мусорные пакеты для населения во все цвета радуги. Словом, хотели, как в Европе, получилось – как всегда.
Как пояснила замдиректора компании «Итака», которая принимает мусор на городской полигон твердых бытовых отходов (Херсонскую городскую свалку) Нина Дудченко, ажиотаж вокруг сортировки мусора возник буквально на «пустом месте». Закон об этом был принят еще несколько лет назад. Но он не работал, был скорее декларативным, то есть – пожеланием, как это должно быть. То, что к нему приняли поправки, напрямую обычных граждан не касается. Они, прежде всего, касаются организаций, которые обслуживают полигоны. Им запретили принимать отходы, которые можно переработать. То есть, то, что мы в быту называем «вторсырьем»: стекло, бумагу, металл, пластик, тряпки, органическое сырье (пищевые отходы, из которых можно сделать удобрение) и тому подобное. Но, во-первых, органы местного самоуправления (а не жители громады) во исполнение этого закона должны были сначала на местах создать (или хотя бы содействовать созданию) предприятия по переработке вторсырья. А потом уже требовать от граждан паковать мусор в разные емкости. Это действительно было бы громадам выгодно. Однако создание таких предприятий требует и времени, и денег. Поэтому Верховная Рада сейчас рассматривает очередной законопроект, который «откладывает» действие поправок к Закону о сортировке мусора.
А во-вторых, вторсырье на свалки уже давно не привозят. Оно «исчезает» на пути от мусорного контейнера до полигона. В Херсоне нет официальной сортировочной станции, нет официальных предприятий по переработке вторсырья. Но неофициально, без уплаты налогов, эта деятельность успешно ведется. А ставшие «незаконными» отходы на свалку давно уже никто не везет. Поэтому «Итака», даже с поправками к Закону, вполне законно принимает мусор по-прежнему, и не заворачивает машины с «несортированным» мусором. Вторсырье туда просто не доезжает. Так для кого тогда члены громады должны его сортировать?
P.S. Публикация подготовлена в рамках проекта «Права человека и местная демократия» при финансовой поддержке Национального Фонда поддержки демократии (NED). Проект реализуется Благотворительной организацией «Фонд милосердия и здоровья».
Взгляды, отраженные в этом материале, принадлежат его авторам и могут не совпадать с мнением Национального Фонда поддержки демократии.
P.P.S. Бесплатную юридическую консультацию можно получить в Общественной приемной Благотворительной организации «Фонд милосердия и здоровья» по адресу: г. Херсон, ул. Б. Мозолевского (бывшая Фрунзе), 2, оф. 19. Личный прием: вторник с 10.00 до 15.00. Тел. (0552) 49 60 03, (066) 790 90 21.