Підтримати нас

Заточенные в психбольнице

Автор статті
06 липня 2017 12:29
1,043
Поширити:

Херсонский городской суд продлил срок принудительного лечения пациентке Херсонской областной психиатрической больницы (ХОПБ), назовем ее Светланой, еще на полгода. Речь идет о женщине, которая убила своего сожителя.

Оказалась она за решеткой осенью 2014 года. Светлана замужем, проживала на втором этаже заброшенной постройки в Киеве вместе с сожителем 1974 года рождения. Согласно материалам уголовного дела, 20 сентября 2014, примерно в 15 часов 30 минут, сожитель признался, что у него были половые отношения с их общей знакомой, которая является ВИЧ-инфицированной. Возмущенная женщина подняла крик, схватила кухонный нож и дважды ударила им изменника. Первая рана оказалась легкой, в плечо, а вторая – смертельной, прямо в сердце.

Тело мужчины обнаружили их общие знакомые через три дня, вызвали милицию. А вскоре была задержана и виновница преступления. То, что именно она убила сожителя, у Шевченковского суда Киева сомнений не возникло – ее причастность подтвердили экспертизы и исследования. Еще одна экспертиза, судебно-психиатрическая, установила у Светланы психическое расстройство: «Шизофрения, параноидная форма, непрерывно- прогредиентный тип течения, выраженный апатико-диссоциативный дефект». То есть, убивая, она не могла осознавать свои действия и руководить ими. Поэтому суд освободил ее от уголовного наказания, но направил на принудительное лечение в психиатрическое учреждение со строгим наблюдением.

На сколько – никто не знает. Сроки украинским законодательством никак не ограничиваются. Правда, через определенный период суд должен снова вернуться к делу пациента психбольницы и рассмотреть рекомендацию врача-психиатра о том, надо ли принудительное лечение продолжить.

Светлана вначале находилась в единственном «профильном» медучреждении страны, в «Украинской психиатрической больнице со строгим наблюдением Минздрава Украины» в Днепре, где содержатся душевнобольные, совершившие тяжкие преступления. Спустя год, в феврале 2016, Красногвардейский районный суд Днепропетровска снова рассматривал ее дело. У больной, со слов доктора, продолжались бредовые идеи бытовых отношений, преследования в адрес бывшего мужа, родственников. Отсутствовало понимание своего психического состояния, тяжести совершенного правонарушения, необходимости лечения. И она по-прежнему была опасна для окружающих.

Защита больной и сама пациентка против лечения не возражали, но просили смягчить режим содержания в больнице со строгого на усиленный. Однако суд не внял их ходатайству и просто продлил срок принудительного лечения.

А в марте этого года, Минздрав заговорил о ликвидации «Украинской психиатрической больницы со строгим наблюдением МЗ Украины». Случилось это сразу после внепланового неофициального визита туда исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун. О причинах Ульяна Супрун написала на своей страничке в Фейсбуке: «Мы идем на такой шаг, учитывая ряд нарушений прав человека, которые допускаются в Днепровской психиатрической больнице. Пациенты лишены возможности звонить родным, письма пациентов домой перед отправкой перечитываются врачами, лечение сугубо медикаментозное. Во время нашего визита в больницу персонал не мог дать ответ относительно условий, терапии, сроков пребывания пациентов. Люди закрыты в тесных душных палатах и даже в туалет ходят по указанию персонала. Нет никакой реабилитации или альтернативных методов лечения. Это заведение наказания пациентов, а не лечения».

Подробнее о визите Ульяны Супрун в подотчетное ей заведение можно посмотреть тут. Но достаточно хотя бы того факта, что главу ведомства, и. о. министра здравоохранения, впустили на территорию только после … разрешения главврача психбольницы!

А Светлану перевели в Херсонскую областную психиатрическую больницу, где режим пребывания мягче. Но более чем двухгодичное принудительное лечение не намного улучшило ее душевное состояние. Согласно заключению комиссии врачей-психиатров, пациентка продолжает представлять социальную опасность. Поэтому Херсонский городской суд постановил: «Продолжить относительно особы применение принудительной меры медицинского характера в виде госпитализации в психиатрическое учреждение с усиленным наблюдением на срок 6 (шесть) месяцев».

Но, хоть режим содержания в нашей областной больнице мягче, условия здесь – не намного лучше, чем в Днепре. В том числе и с соблюдением прав человека.

Полтора года назад эксперты Украинского Хельсинского союза по правам человека побывали в ХОПБ с мониторинговым визитом. И вот что они пишут в своем отчете.

Одновременно в палатах находятся не менее 10 пациентов. Площадь палат не соответствует нормам жилого помещения на одного человека (6 м. кв.). Площадь надзорных палат тоже не соответствует норме 7 м. кв. на одного человека. Так, в наблюдательной палате мужского отделения № 3, размеры которой 35/15 м. кв., расположено 19 мест. В надзорной палате женского отделения, размеры которой 15/15 м. кв. расположено 8 кроватей, тоже не соответствует норме. Тумбочки устаревшие и в недостаточном количестве (одна на четыре-пять коек). Одежда, обувь, другие вещи пациентов хранятся в специальных комнатах хранения и выдаются сестрой-хозяйкой с разрешения медицинского персонала.

Пациенты свои вещи стирают вручную, несмотря на наличие стиральной машинки. Душевая работает только 3 часа в сутки. В туалете часто собираются очереди, а отсутствие дверей означает, что «без свидетелей не обойтись».

Пациенты отзываются о сотрудниках больницы положительно, как о доброжелательных и внимательных людях. Однако все письма перечитываются старшей медсестрой.

Пользоваться городским телефоном пациенты не имеют права. Разговоры по мобильному - только с разрешения и под контролем персонала.

Доминирующее лечение – медикаментозное. Элементы реабилитации, в том числе и лечебно-терапевтические занятия отсутствуют в полном объеме.

Фактически ни один пациент не знаком со своей историей болезни. Пациентов не информируют, по каким причинам они в больнице, какие к ним применяют методы лечения. За «неправильное поведение» пациенту могут ввести психотропное средство (по словам больных, обычно им делают дозу аминазина) или привязать к кровати. По словам больных, «в наблюдательной палате были женщины, которых не отвязывали несколько суток, при этом они были связаны по рукам и ногам. Если эти женщины жаловались и просили, чтобы их отвязали, то им могли даже вовремя не преподнести судно, поэтому они мочились под себя, матрасы при этом им не меняли. У одной из связанных женщин начались месячные, но ее продолжали держать в связанном состоянии, не предоставив никаких гигиенических средств».

Во время общения с персоналом и интервьюирования пациентов возникло подозрение, что больницей осуществляются испытания лекарств и / или научных исследований с привлечением пациентов. Полученные данные о видах экономической деятельности больницы подтверждают это предположение. Больницей осуществляется «Специализированная медицинская практика» и «Исследования и экспериментальные разработки в сфере других естественных и технических наук». На какой научной базе такая деятельность может осуществляться? В Херсоне из медицинских учреждений только базовый медицинский колледж, без специальности «психиатрия». По сообщению главного врача, четверо врачей работают в транснациональной корпорации, благодаря чему заведение получает определенную финансовую помощь. Характерно, что позже главный врач пытался всячески обойти эту тему…

Подробнее об условиях пребывания пациентов в ХОПБ можно ознакомиться на сайте Украинского Хельсинского союза по правам человека.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ