Очередное заседание Совета обороны Херсонской области прошло в облгосадминистрации.
На открытой части мероприятия обсуждались критическая ситуация с отоплением и строительство постоянной дамбы на Северо-Крымском канале.
Наверное, о том, что отопительный сезон в Херсоне может быть сорван, следовало бы говорить не на Совете обороны, а во время недавнего визита к нам Премьер-министра Владимира Гройсмана. Ранее мы писали, что в Херсоне глава правительства участвовал в мероприятиях, без которых можно было бы обойтись (вроде посещения офиса компании “Data Art” или встречи с курсантами и преподавателями морской академии), и практически дистанцировался от проблем региона.
А накануне отопительного сезона наверняка было бы полезно показать премьеру то же устаревшее и энергоемкое оборудование Херсонской ТЭЦ, устроить ему встречу с руководителями теплоснабжающих предприятий. Но вместо разговора о проблемах Гройсману в основном показывали то, что смотрится хотя бы относительно пристойно. Проблемы предпочли оставить за “ширмой” “потемкинских деревень”.
В то же время близкая к критической ситуация на херсонских предприятиях коммунальной теплоэнергетики возникла не спонтанно. А сейчас работа теплоснабжающих предприятий может быть в любой момент остановлена. Они не имеют возможности производить ремонт оборудования и сетей. А ПАО “Херсонская ТЭЦ” еще и может остаться без декабрьских лимитов на газ.
Руководители теплоснабжающих предприятий говорили, что их работа почти парализована из-за арестов банковских счетов.
Как рассказал директор “Херсонтеплоэнерго” Владимир Пепель, предприятие не имеет возможности тратить деньги на текущие расходы, так как исполнительная служба обязала тепловиков выплатить 5 млн. 27 тыс. грн. штрафов за просроченную задолженность за газ. Долг, по словам Пепеля, возник в первую очередь из-за того, что государство несвоевременно и не в полном объеме перечисляет компенсации за льготы и субсидии. А также не полностью и с задержкой оплачивается отопление организаций, финансируемых из госбюджета.
Директор “Херсонтеплоэнерго” сказал, что предприятие не сможет принять меры, если произойдет крупная авария: “Мы не можем купить ни литра бензина или солярки, ни метра трубы в случае аварийных ситуаций. Я куда только не звонил. Наверное, лишь Кистиону (Вице-премьер-министр Владимир Кистион) не дозвонился. Я пока не вижу никакого решения вопроса”.
ПАО “Херсонская ТЭЦ”, которая производит еще и электроэнергию, должно за газ 196 млн. грн. Счета этого предприятия, как рассказал зампредседателя правления Георгий Розов, тоже арестованы. Кроме того, у ТЭЦ, отапливающей около половины городских многоквартирных домов, возникли и более серьезные проблемы.
“Мы не можем ни бензина, ни электродов купить. Более того, в следующем месяце мы можем не получить лимиты на газ, а это – несанкционированный отбор газа. Тогда возникнут проблемы и у “Херсонгаза”: на это предприятие наложат такие штрафные санкции что “Херсонгаз” их не выдержит. Это еще одна угроза”, – сказал Георгий Розов.
Как утверждают херсонские тепловики, их проблемы возникли из-за отсутствия законодательно урегулированного механизма реструктуризации долгов за природный газ. Владимир Пепель упомянул: закон, в котором прописан такой механизм, Президент недавно ветировал, а еще один закон – на рассмотрении в парламенте, но когда его примут, сложно сказать.
Председатель Херсонской облгосадминистрации Андрей Гордеев сказал, что едет в Киев, чтобы попытаться решить проблемы херсонских тепловиков в “ручном режиме”.
Проблемы у тепловиков, которые обсуждались на Совете обороны как аврал, возникли явно не вчера. Так, Владимир Пепель сказал, что в этом году его предприятие “отбивалось” в судах от пяти исков по газовым долгам и штрафам за просрочки. Не вылезает из проблем и Херсонская ТЭЦ. Но из года в год возникают форс-мажоры именно в отопительный сезон.
На Северо-Крымском канале вместо построенной два года назад временной дамбы построят стационарную.
“Дамба строится с прошлого года, – рассказал Андрей Гордеев. – Она обеспечит дополнительно 7 тысяч гектаров орошаемых земель в Чаплинском районе, возможность введения рисоводства в Каланчакском районе. И мы получим возможность зарыбления высохших прудов.
Строительная площадка, маршруты должны быть согласованы с пограничниками и военными. Просил бы также управление СБУ в области взять кураторство над этим вопросом. Чтобы список лиц, которые могут пребывать на строительстве, был под вашим контролем”.
Предполагается, что канал будет заполнен водой к марту, чтобы в апреле аграрии смогли начать поливной сезон. Сметная стоимость работ по сооружению дамбы – 15 млн. 640 тыс. гривень.
Однако экономическая составляющая – не единственная, которая важна. Ведь дамба будет не “глухой”. Она будет оборудована задвижками, позволяющими в случае необходимости сбрасывать воду для устранения последствий тех или иных ЧП. Вода будет сбрасываться на территорию Крыма. Напомним, дамба построена как раз для того, чтобы оккупированный полуостров не получал воду с материковой части Украины.
Но ЧП могут быть как возникшими по объективным причинам (природные, техногенные), так и спровоцированные. Итак, после ввода дамбы в эксплуатацию более чем стокилометровый канал станет потенциальным объектом колоссальной опасности для региона. Ведь вряд ли кто-то может гарантировать, что с Крыма, с территории России не будут приникать диверсионные группы как раз для того, чтобы создавать ситуации, при которых возникнет необходимость сбрасывать дефицитную на оккупированном полуострове воду в крымскую часть канала. И вряд ли диверсанты будут столь деликатны, что приложат все усилия, чтобы избежать жертв и других неприятных побочных эффектов на материковой территории. Скорее, наоборот.
Готовы ли мы к такой угрозе? К сожалению, на той части заседания Совета обороны, на которой могли присутствовать журналисты, вопросы безопасности не обсуждались. А херсонцам наверняка хотелось получить ответ на этот очень важный вопрос.
Закрытая часть заседания совета обороны началась с приглашения в зал военкомов, которых должны были наградить. Но – за какие заслуги и чем – это осталось тайной.