Степан Бандера в современном мире является символом борьбы против Русского Мира. И использование символики с его изображением не может и не должно расцениваться как проявление антисемитизма.
В Израиле разгорелся скандал, связанный с известной журналисткой 9 канала Дарьей Ненаховой. В свободное от работы время Дарья пришла поддержать украинскую армию на акцию «Съешь вареник — одень солдата». И все бы ничего, но пришла она в футболке с изображением Степана Бандеры, лидера и идеолога украинского национализма и организации ОУН-УПА.
Русская улица разделилась на 2 лагеря. Одни предлагают сжечь бандеровку Ненахову на костре, другие же считают что Дарья имеет полное право носить что пожелает в свободное от работы время.
В этой статье я не буду рассматривать поступок Дарьи. Я лишь попробую открыть глаза на личность Степана Бандеры, на деятельность ОУН УПА и отделить правду от мифов.
Прежде всего, говоря об антисемитизме в Украине, следует отметить то факт, что погромы в ней имели массовый характер задолго до создания ОУН и были инициированы не украинскими, а в первую очередь российскими ультраправыми националистическими организациями, входящими в так называемую «Черную сотню».
Кроме этого, за погромами стояли и другие нац. меньшинства Украины, например греки. Именно греки громили евреев Одессы из-за торговой конкуренции. Все это происходило на фоне тяжелейшего социально-экономического кризиса на территории Российской Империи конца 19 начала 20 веков. Руководство Империи видело в евреях объект для перенаправления народного гнева и всячески поддерживало антисемитские ультраправые организации России, российская пресса пестрила антисемитскими карикатурами и статьями.
Эта практика приобрела особо массовый характер в годы Гражданской войны.
Большевики — единственные практиковали массовый призыв еврейского населения в свои ряды, делая ставку на то, что евреи, подвергавшиеся гонениям долгие годы, станут самыми яростными воинами в борьбе против Белого имперского движения. И эта ставка себя оправдала.
Евреи с радостью вступали в ряды большевиков, проявляя особою ярость и непримиримость к противникам. Что моментально отразилось в пропаганде белых:
Антисемитские антибольшевистские карикатуры времен гражданской войны
И эта пропаганда прочно засела в головах местного населения Украины. Как в среде простых людей, так и в среде интеллигенции. Большевик и еврей воспринимались, как минимум, как лепшие друзья, а зачастую и просто отождествлялись.
Тем ни менее, на Первом Большом Сборе украинских националистов были приняты постановления о создании ОУН, в которых нигде не выделялись евреи как враги. Наоборот же, всем народам гарантировалась свобода вероисповедания и культурного развития. С полным текстом можно ознакомиться по ссылке.
Это говорит о том, что Западная Украина была практически не подвержена пропаганде Белого движения времен гражданской войны.
В период с 1929 по 1939 год шла ожесточенная борьба между ОУН и НКВД. Во время которой в Роттердаме был уничтожен лидер ОУН Евгений Коновалец, а новым лидером ОУН был назначен его заместитель Андрей Мельник. Мельник на втором сборе ОУН в Риме внес изменения во внешнюю политику, сделав ставку на Германию.
Также следует отметить, описывая дальнейшие события, и Голодомор 1932-1933 годов, устроенного большевиками и унесшего жизни миллионов украинцев.
Далее в рядах ОУН произошел раскол и организация разделилась на две. ОУН(м) под руководством Андрея Мельника и ОУН(б) под руководством Степана Бандеры и Ярослава Стецько. В апреле 1941 года в Кракове прошел большой сбор ОУН(б) , на котором впервые украинскими националистами была поднята тема евреев и поляков, на которую любят ссылаться московские и польские историки. Приведу дословную цитату из постановления:
Організація Українських Націоналістів поборює жидів як підпору московського большевицького режиму, освідомлюючи рівночасно народні маси, що Москва — це головний ворог.
Исходя из этого текста, становится очевидным, что Бандера и Стецько не ставили своей целью истребление польского и еврейского народов, а провозгласили борьбу лишь с теми их представителями, которые настроены враждебно по отношению к Украине, подчеркивая, что главным врагом Украины является Москва. И именно Москва использует антиеврейские настроения украинцев направляя их на погромы евреев. Следует также отметить что в руководящих должностях НКВД в 20-30 годы евреи действительно составляли порядка 50%. Поэтому подобное постановление было вполне логичным и вписывалось в главную идею ОУН — борьбу с СССР.
Также за несколько месяцев до этого акта вышел манифест украинского националиста в котором отчетливо и ясно был обозначен главный враг:
Існуючий політичний уклад сил у світі, що насильно здавлює вартісні та життєздатні народи, валиться від їх визвольних ударів.
Московська імперія — СССР — сьогодні складова частина того укладу.
Ми, українці, підносимо прапор нашої боротьби за свободу народів та людини.
Розвалюючи на завжди жахливу тюрму народів — московську імперію — творимо новий справедливий лад і кладемо основи нового політичного укладу в світі.
1
Боремося за визволення українського народу та всіх поневолених Москвою народів
Боремося проти московського імперіялізму всіх видів, а зокрема проти большевизму, що довів національно-політичний, релігійний, культурний, соціяльний і господарський гнет до крайніх меж.
2
Несемо новий лад Східній Європі й підмосковській Азії.
Несемо всім поневоленим Москвою народам свободу творити власне життя на рідній землі по своїй вольній волі.
Несмо безпеку всім загроженим Москвою народам.
3
Кличемо революціонерів усіх поневолених Москвою народів до спільної боротьби та співпраці з українськими революціонерами-націоналістами.
Тільки Україна є правдивим союзником усіх поневолених і загрожених Москвою народів у їх боротьбі з московсько-большевицьким імперіалізмом.
4
Українці силою об’єктивних умовин є авангардом усіх поневолених Москвою народів у їх боротьбі за повне визволення.
Українці на землях поневолених Москвою народів стають у перші лави їх революційної боротьби.
Кличемо всіх українців — де вони не жили б — ставати у бойові лави Фронту Української Національної Революції.
5
Творимо в Україні один спільний Фронт боротьби всіх селян, робітників і трудової інтелігенції проти московсько-большевицького гнету й визиску.
За свою владу, за землю, за людське життя!
6
Боремося:
Боремося:
7
Боремося:
Боремося:
за право працюючих виявляти отверто свої політичні переконання словом і друком, відбувати свобідно прилюдні збори, та творити свої політичні, громадські та професійні організації.
8
Боремося:
Боремося за те, щоб кожний поневолений Москвою народ міг вповні користуватися багатствами своєї рідної землі та здобутками своєї щоденної праці.
9
Віримо і знаємо, що близький вже час, коли здійсниться завітня мрія наших батьків і з крови довгої черги героїчних поколінь спалахне вогонь народнього гніву.
Встане Україна і розвіє тьму неволі!
І тільки через повний розвал московської імперії і шляхом Української Національної Революції та збройних повстань усіх поневолених народів здобудемо Українську Державу та визволимо поневолені Москвою народи.
Українці й усі гноблені Москвою народи!
Ставайте до нещадної боротьби з московсько-большевицьким гнетом!
Валіть московську тюрму народів!
Свобода всім поневоленим!
Теперь перейдем к самому интересному и вызывающему самые жаркие споры вопросу. Львовскому погрому 1941 года.
Начнем с того, что львовский погром проходил по совершенно идентичному сценарию как и погромы в еще 22 населенных пунктах оккупированной Украины. Начиналось все с входа немецких войск и бегства РККА. Моментально среди местного населения немцами распространялись подобные листовки,
в которых евреи представлялись, не иначе как лидеры большевизма. Далее происходило следующее : немцы находили в НКВДшных тюрьмах трупы убитых политзаключенных, что являлось командой фаз для населения переходить к погромам. Таким образом немцы, используя украинское население, уничтожали евреев, оставаясь при этом как бы чистыми.
То, что происходило во Львове, до сих пор является предметом спора историков. Нет никаких достоверных свидетельств, указывающих на то, что к погрому были причастны члены ОУН(б). К погрому были причастны полицаи, перешедшие на службу к немцам. Но среди них были в основном служившие в советской и ранее польской полиции, а так же простые местные жители. Членов ОУН УПА среди этих людей не было и быть не могло. Что и подтверждают протоколы Нюрнбергского трибунала.
В конце 2007 года, тогдашний директор музея Яд ва Шем Йосеф Томи Лапид пригласил украинскую делегацию с целью предоставить якобы неоспоримые документы, свидетельствующие о прямой вине Романа Шухевича и батальона «Нахтигаль» во Львовском погроме.
Украинская делегация посетив музей и ознакомившись с документами объявила о том, что ничего нового Лапид не показал и все документы, имеющиеся у него в наличии — сомнительной достоверности. Лапид выступил с критикой этих слов. Но факт остается фактом. Мировое историческое сообщество не принимает эти документы как неоспоримый факт, а в свободном доступе их не найти. Сам же Степан Бандера еще до погрома был арестован немцами и посажен в лагерь.
Быстро поняв, что их используют, УПА уже в октябре 1941 года пересмотрели свое отношение к Германии и перешли из стана союзников в стан врагов Германии, подлежащих аресту и уничтожению. Об этом также свидетельствуют документы, представленные обвинением на Нюрнбергском процессе.
В 1943 году в своем очередном акте ОУН УПА отказывается от борьбы с евреями а в 1944-м ставит их в один ранг с братскими народами.
Далее следует отметить, что УПА вела свою борьбу с СССР вплоть до 1956 года, как организация. В СССР был создан культ победы, в котором намеренно замалчивались факты сотрудничества СССР с Германией до 1941 года. Немцы рисовались в нем как враги всего русского и советского, и все национально-освободительные движения на территории СССР назначились пособниками нацистов. В народе были заложены основы разделения на свой-чужой. Отделом пропаганды (ЦК КПСС — А.) СССР была полностью дискредитирована идея национализма. Именно тогда сотрудничавших с Германией полицаев окрестили нарицательным «бандеровцы».
Резюмируя, делаю следующие выводы:
— Антисемитизм в Украине был, но его организаторами и вдохновителями были сперва Царская Россия, а потом Нацистская Германия.
— Евреи действительно тесно сотрудничали с большевиками, занимая руководящие посты, и действительно были причастны к Голодомору.
— До 1941 года ОУН никак не выделяла евреев в своей борьбе.
— В 1941 году евреев выделили. Были призывы бороться с ними как с пособниками большевизма, с указанием нецелесообразности погромов, как оружия Москвы для перенаправления гнева народных масс с себя.
— Сам Степан Бандера находился под немецким арестом с 1941 по 1944 год и не был причастен к созданию УПА, а являлся его символом.
— После освобождения на первом же акте принятом ОУН в 1944 году было принято решение полностью отказаться от любого вида борьбы против евреев. Евреи были поставлены на один уровень с остальными национальностями, которым гарантировалась свобода культуры и вероисповедания.
— Все документы, свидетельствующие о том, что к геноциду евреев были причастны члены ОУН УПА, были отвергнуты Нюрнбергским Трибуналом, а позднее и Конгрессом США на заседании по нацистским преступникам.
Сам же Бандера в современном мире является символом борьбы против Русского Мира. И использование символики с его изображением не может и не должно расцениваться как проявление антисемитизма.