Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Создание единой поместной церкви в Украине ‒ вопрос скорого времени ‒ религиовед

Vgoru
Автор
Поширити:
12 січня 2017 11:10
404

Какого числа украинцам праздновать Рождество, когда будет создана единая поместная церковь, за что следует пожалеть патриарха РПЦ Кирилла и чем грозит российское фундаментальное православие.

Об этом в эфире «Донбасс.Реалии» рассказала религиовед, заведующая отделом философии и истории религии Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины Людмила Филипович.

По словам Филипович, дата празднования Рождества не является принципиальным моментом с точки зрения догм православия.

Людмила Филипович

Людмила Филипович

«Евангелие не упоминает нигде о дате рождения Иисуса, а все связано с астрономическими несоответствиями в календарях. Мы помним, что еще в Римской империи любое летосчисление начиналось с даты начала правления нового императора. И вот Юлианский календарь, по которому празднуют православные (кстати, не все). Такие страны, как Румыния и Греция уже давно перешли на Григорианский календарь. Это все условности. Или вот 1 января ‒ Новый год. Праздник привнесен Петром І, а теперь все ждут чуда в этот день и считают, что что-то должно коренным образом измениться в нашей жизни», ‒ говорит она.

 

Изменение даты отмечания Рождества напрямую зависит от изменения сознания украинцев, считает религиовед.

«Не забывайте, что Россия ‒ это не весь православный мир. Если украинцы и согласятся принять изменение празднования Рождества на конец декабря, то только в силу изменения своего сознания. Конечно, нельзя силой заставить и человек будет всячески сопротивляться, если это будет принято без его согласия. Должен быть свободный выбор. Я как православная христианка готова согласиться с такими изменениями. Потому-что я понимаю, что это не божеское установление, это не священное предписание, это нигде не установлено в сакральных текстах. Это просто результат человеческого исчисления, а человек может ошибаться. Мне кажется, что естественно, что это будем делать со всеми христианами в один день. И это, естественно, приближает нас к идее евроинтеграции», ‒ считает Филипович.

Российское православие, по ее мнению, не пойдет на такой шаг.

«Российская же православная церковь старается утвердить идентичность своей церкви. Но, знаете, ее можно утверждать по-разному. Как, например, украинцы, они строят свой украинский мир. А можно, как в России, – бороться с «другим» миром. Но думаю, что нужно заниматься развитием своих представлений, а не противостоянием с другими и их критикой. Думаю, в этом сила и моя, и тех украинцев, которые выступают за строительство тех ценностей и принципов, а не критику и неприятие других», – говорит Людмила Филипович.

На это все влияют не только религиозные, но и политические факторы. И касается это не только России, но и всех государств мира. Как христианских, так и тех, где доминируют другие религии, говорит Филипович.

«Но нужно понимать, что нельзя сегодня вести церковную политику отдельно от общей политики. И не только в России. А в российской церкви не все так однолинейно и так просто, как кажется на первый взгляд. В самой церкви существует довольно сильная оппозиция к патриарху Кириллу. Причем не только «левая», но и «правая» оппозиция, которая недовольна модернистскими политическими действиями, например, встреча с папой Римским. Можно сказать, что это православные фундаменталисты. Они бы хотели вернуть церковь в ситуацию ХVII-XVIII веков, когда существовала так называемая симфония между властью светской и духовной», – отмечает религиовед.

«В Украине совсем другая ситуация, – говорит Филипович. – У нас никогда не было царей и у нас всегда было несколько церквей, и не одна из них не могла назвать себя государственной. А в Москве совсем непонятная ситуация. Ведь они поставили огромный памятник Киевскому князю Владимиру прямо возле Кремля. Но они-то понимают, что князь – Киевский, а именно Москву они считают центром своей Вселенной. Но это неумение вписаться в историческую канву всегда было присуще имперским нациям. Но к чему это всегда приводило ‒ к распаду. И вот страшно, что будет после того, когда это произойдет. Какие надломы произойдут в сознании этих людей», ‒ считает она.

Акция протеста против визита в Украину патриарха Московского Кирилла. Киев, 9 июля 2009 года

Акция протеста против визита в Украину патриарха Московского Кирилла. Киев, 9 июля 2009 года

По ее мнению, не стоит демонизировать российского патриарха Кирилла. А его действия во многом продиктованы желанием властей иметь церковь в качестве абсолютно подконтрольного механизма.

Президент России Владимир Путин (слева) и Московский патриарх Кирилл (архивное фото)

Президент России Владимир Путин (слева) и Московский патриарх Кирилл (архивное фото)

«Патриарху Кириллу сейчас очень не просто. На первых же порах он был абсолютным модернистом. Он же считается учеником известного ленинградского митрополита Никодима, это сильное диссидентское движение в середине русского православия. И как он поменял и меняет свою позицию. Не постоянен в своих реакциях. Это человек, который постоянно балансирует между левыми и правыми. Его задача ясна ‒ сохранить церковь. Не превратить церковь в идеологически послушный инструмент государства. Но он же не может напрямую заявить государственному лидеру, что я не буду выполнять. Я думаю, что он не все сейчас контролирует, а многое пустил на самотек, рассчитывая, что самовоспроизводящаяся вера и религиозность людей позволят сохранить русское православие», ‒ считает Филипович.

По ее словам, создание украинской поместной православной церкви ‒ вопрос скорого времени и остается все меньше объективных факторов, которые стояли бы на пути у такого решения.

«Церковь получит признание, конечно. Все тенденции в этом направлении говорят об этом. Но сначала нужно определиться нам, с украинским православным, какую церковь мы хотим. Мы же понимаем прекрасно, что это не только 3 церкви: автокефальная, Киевский патриархат и Московский патриархат. Не просто же объединить в одной структуре разнородные элементы. Все равно эта борьба будет продолжаться. Но уже сейчас мы являемся свидетелями центростремительных тенденций. Постепенно люди понимают необходимость объединения вокруг именно киевского православия. И мы фиксируем эти переходы», ‒ констатирует Людмила Филипович.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів