Следственный судья Херсонского городского суда Херсонской области Ярослав Мусулевский 21 февраля запретил судну «NEFTERUDOVOZ 45M» покидать акваторию нашего морского порта. Причина - контрабанда ильменитовой руды (сырья для производства титана) в порты оккупированного Крыма, для нужд крупнейшего производителя диоксида титана на территории Восточной Европы, предприятия «Крымский титан».
Залежи ильменитовой руды в мире встречаются крайне редко. Почти 70% месторождений приходятся на долю трех стран: Австралии, Норвегии и Украины. К тому же, в чистом виде она не пригодна для промышленного производства, ее предварительно обогащают и получают ильменитовый концентрат. На долю нашего государства приходится 20% мировых запасов руды и до 10% мировых мощностей по производству концентрата – исходного сырья для производства титана.
Со времен Советского Союза сложилась «традиция»: сырье добывали и обогащали в Украине, а металл производили в России. Исключение - украинский завод «Крымский титан», который находится в Армянске. Но и он после аннексии Крыма стал работать под российским брэндом «Титановые инвестиции».
Когда Украина прекратила железнодорожные грузовые перевозки на территорию захваченного полуострова, и был введен запрет на заход суден в морские порты Крыма, завод мог остаться без сырья. Однако контрабандисты очень быстро наладили так называемую «ильменитовую схему» поставок руды морем - в обход запретов.
Схема почти безупречная: официально груз якобы доставляют в российский порт «Кавказ», на который запреты не распространяются. А куда руду дальше везут - для компании-перевозчика вроде как уже значения не имеет, главное, что он сам действует вроде бы законно. Но фактически судно становится на якорь в Керчь-Еникальском канале, там сырье перегружают на российские суда, которые везут сырье в керченский порт Камыш-Бурун, а далее его вагонами отправляют в Армянск.
До 2016 года руду почти открыто вывозили с украинских месторождений через порт «Южный» в Ильичевске. После того, как военная прокуратура вместе с СБУ пресекли этот канал, оккупационные власти Крыма заявили, что договорились о поставках ильменитового концентрата из Вьетнама. Однако основная масса сырья в Армянск стала доставляться опять морем, но уже из турецкого порта Самсун, по той же «ильменитовой схеме». И в этой «схеме» участвуют судна под украинским флагом, в том числе - «прописанные» в Херсоне.
Именно такой теплоход «NEFTERUDOVOZ 45M» арестован Херсонским городским судом 21 февраля. Кроме того, в качестве вещественного доказательства преступления, изъяты и арестованы электронные носители информации и документы, среди которых судовой журнал.
Досудебное следствие установило, что это судно в январе 2018 года доставило из порта Самсун (Турция) около трех тысяч тонн ильменитового концентрата не в порт «Кавказ», а в закрытый, согласно Приказу Министерства инфраструктуры Украины, Керчь-Еникальский канал. Там сырье перегрузили на российское судно, которое в дальнейшем последовало до закрытого порта Керчь.
Также уже доказано, что «схема» реализовывалась с ведома судовладельца. Он платил созданной оккупационными властями организации «Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» за проход «NEFTERUDOVOZ 45M» через Керчь-Еникальский канал.
Кроме того, изъята переписка капитана судна и судовладельца, в которой хозяин давал капитану конкретные указания и инструкции.
Арестованный теплоход принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Транспортный судоходный менеджмент», зарегистрированному по адресу: г. Херсон, улица Пилипа Орлика, 14. Компания, согласно Единому реестру физических и юридических лиц, зарегистрирована 25 ноября 2014 года на одессита Максима Молчанова. Он же указан руководителем ООО и подписантом.
Уголовное производство в отношении должностных лиц компании открыто по ч. 3 ст. 110-2 Уголовного Кодекса Украины: «Финансирование действий, совершенных с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, совершенные повторно или из корыстных побуждений, или по предварительному сговору группой лиц, или в крупном размере, или если они повлекли причинение значительного имущественного ущерба». Санкция статьи предусматривает лишение свободы до восьми лет с конфискацией имущества.