Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Почему хромает забота о бойцах

Поширити:
22 січня 2016 03:00
1,063

До сих пор в нашей области нет единого реестра участников АТО. У каждой “ответственной”  структуры – своя статистика, и в каждом районе – “свои проблемы” .

Как уже писала “Вгору” , в Херсоне, с октября, при облгосадминистрации работает единый Центр помощи участникам АТО. Аналогичные центры созданы уже и в каждом районе, при местных администрациях. Волонтеры и чиновники подвели итоги совместной работы.

Одна из проблем, которая обсуждалась на встрече, – так и не созданная Единая база участников АТО. Как рассказала координатор Центра при ОГА Наталья Возаловская, у   соседей, в Николаеве, такая база создается “полным ходом”, в Днепропетровске – работает давно. У нас же ее нет и пока не предвидится. Создание реестра “упирается”  в военные секреты и в Закон о защите персональных данных. Поэтому у военкомата свои данные, у социальных служб – другая статистика, у Центра занятости – третья, а у волонтеров – то, что удалось самим наработать. В этой статистике очень большие расхождения, прежде всего, по “статусу” . То есть, получили ли бойцы уже статус участников боевых действий (и, соответственно, удостоверения), или нет, а все еще ходят со справкой, что они “просто были в АТО” . Так, по данным социальных служб, у них 150 человек зарегистрированы как члены семьи погибшего, статус участника боевых действий получили 2183 человека, а еще более 4 тысяч ждут подтверждения статуса из Киева. А по словам завсектором госслужбы по делам ветеранов войны и участников АТО Юрия Любченко, у них на учете – 2098 демобилизованных, 15 инвалидов, еще 23 бойца оформляют инвалидность. Но когда выезжают на встречу с демобилизованными в районы – количество бойцов оказывается гораздо больше. Например,  на встречу в Горностаевском районе пришло 70 участников АТО, и из них только 17 имеют статус, у остальных – справка.

Игра в  телефон

Также, по словам Юрия Любченко, практически нет никакой обратной связи с сотрудниками отделов соцзащиты в районах.

– В селах стационарных телефонов нет, поэтому многие бойцы в заявке на санаторно-курортное лечение указывают мобильный, –  рассказывает Юрий Любченко.  –  И сидит такая чиновница в кабинете, у нее в компьютере  уже три недели “болтается”  подтверждение заявки, а она бойцу не звонит. Мол, это ее личная мобилка, и она не так много зарабатывает, чтоб свои деньги на переговоры тратить. Из-за этого в Геническом районе, например, – 50 заявок было, а поехал только один человек. И договариваемся – я периодически в службы звоню, узнаю, а потом сам бойцам перезваниваю…

Законы шиворот - навыворот

Одна из проблем – трудоустройство демобилизованных. Проблем с регистрацией в Центрах занятости нет. Но труднее найти  работу. Всего по области в прошлом году стало на учет 625 человек, и 478 – до сих пор безработные. Больше всего трудоустроено в Херсоне – 33%, в Белозерке, в Скадовске и Цюрупинске, а средний показатель по области – 17%. Очень сложно найти работу в сельскохозяйственных районах. По опыту других областей организовали курсы по работе в интернете. Желающие обучаться есть, спросом пользуются и водительские курсы. Но тут проблема: переобучение или обучение возможны только в том случае, если есть гарантия последующего трудоустройства. А такую гарантию в селе найти сложно.

468 тысяч гривень нужно на лечение в Израиле, после которого он сможет ходить, Виталию Гринченко из Великих Копаней. Но Минобороны денег не выделяет...

Много нареканий от бойцов приходит на горячую линию по поводу медобслуживания. Буквально 22 декабря в областную больницу из госпиталя поступил боец, которого надо было прооперировать (в госпитале такую операцию сделать не могли). А в больнице у него тут же потребовали 5,5 тысяч гривень. Операцию ему сделали на следующий день, 23-го, бесплатно. Но только потому, что “включились”  херсонские волонтеры. И так – постоянно. Хотя, как рассказала замначальника Департамента здравоохранения Ирина Бондарева, область в прошлом году на лечение бойцов выделила 1 млн 800 тысяч гривень, а потратили – на обследование бойцов 40 тыс.750 грн (541 человек) и на лечение – 244 тысячи гривень (350 человек). То есть, по сути – “копейки”  от предусмотренного. По словам Ирины Бондаревой, такая ситуация сложилась потому, что наше законодательство “оплачивают по факту” . То есть, бойца сначала надо за что-то вылечить, отчитаться, и только потом больница получит деньги. А “свободных”  средств у больниц, увы, нет. И чтобы лечиться в госпитале, надо иметь статус участника боевых действий. Но, как говорится, у людей болит сейчас, а не потом.

– Поэтому в госпитале, “на свой страх и риск” , лечим всех, у кого просто справка. А в гражданских больницах чаще всего конфликты происходят на уровне регистратуры – не все сотрудники, увы, понимают, что мы все живем под мирным небом благодаря этим людям. И в таких ситуациях следует сразу идти к главврачу или звонить нам, на горячую линию.  

Еще одна проблема, с которой столкнулись  волонтеры – где лечить воинам зубы. Там, на фронте, они у всех просто “посыпались”. Пока что единственная возможность получить лечение и протезирование бесплатно – лечь в госпиталь.

А координатор областного центра помощи Вооруженным силам Галина Уманец рассказала, что нашему земляку,  Виталию Гринченко из Великих Копаней крайне нужна дорогостоящая реабилитация.

– Виталий  получил в прошлом году, 21 января, тяжелое ранение в Донецком аэропорту, – объясняет Галина Уманец. – В госпитале хирурги просто чудо совершили. Как они сами говорят, ноги было проще ампутировать, чем собрать по косточкам. А сейчас Виталий уже одну ногу начал чувствовать. Но чтобы смог ходить, нужна длительная и дорогостоящая реабилитация. Израильские врачи готовы помочь киборгу, но на лечение нужно 468 тысяч гривень. Минообороны этих денег не выделяет. А у него – трое деток, своего жилья нет, живут на 96 гривень в месяц. Надо помочь земляку.

«Бумажные»  центры

Также уже при каждой райадминистрации созданы Центры помощи участникам АТО. Но, как оказалось – работают они большей частью “на бумаге”. По словам Натальи Возаловской, во многих райадминистрациях еще до конца то ли не могут, то ли просто не хотят “включиться”  в проблемы наших бойцов. Представители областного Центра ездили по районам и пришли к выводу – если местные власти сотрудничают с громадой, с общественными организациями, то и работа Центра идет. Например, в Великой Лепетихе, Скадовске, Геническе, Голой Пристани, Новотроицке, Каланчаке, Чаплынке – там Центры работают. А где нет сотрудничества – и работы нет. Не решаются вопросы начисления льгот, выделения земельных участков, средств на санаторное лечение, а также – в обеспечении семей погибших, инвалидов и ветеранов АТО дровами и углем. А без активизации работы районных центров это сделать практически невозможно.

Проблема, с которой столкнулись  волонтеры – где лечить воинам зубы. Там, на фронте, они у всех просто “посыпались”…        

Есть также серьезная проблема в организации психологической помощи воинам. Сейчас занимаются нею, по большому счету, в Великой Лепетихе – по заказу райадминистрации, и в Херсоне – в Центре духовного развития. Руководитель Центра отец Андрей Калита, священник и военный психолог –прошел обучение по психологической реабилитации участников войны в Израиле и во Французском Легионе.  Благодаря международному гранту может теперь демобилизованным бойцам, живущим в области, оплатить проезд, проживание и питание на неделю: столько длится курс реабилитации. И потребность в такой помощи есть. Только за декабрь в Центр духовного развития обратилось 97 человек.

И еще, сейчас местные советы принимают бюджеты на год. И сотрудники областного Центра помощи участникам АТО столкнулись с тем, что в некоторых районах “забывают”  заложить расходы на льготы для бойцов. В Геническом районе, например, “забыли”  про одноразовую помощь. 

Пока один юрист «на всех»

И отдельное спасибо, как сказала Наталья Возаловская, бойцы и их семьи передают Херсонскому областному Фонду Милосердия и здоровья, а особенно – юристу приемной Владимиру Орловскому. В любое время суток, в праздничные и выходные дни, его телефоны “раскалены”. И он всегда на связи. Те брошюры и буклеты,  что готовит Фонд и развозят волонтеры Центра в районы и на фронт – “улетают”  пачками. Никто в области больше такой работы не делает. Напоминаем телефоны "горячих линий": (093) 14-77-303, 099-4683848 (работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00). Личный прием: по понедельникам с 10:00 до 15:00. Адрес приемной: 73000, г. Херсон, ул. Фрунзе, 2, офис 6 E-mail: [email protected].

P.S. Центр помощи участникам АТО при Херсонской облгосадминистрации находится по адресу: г. Херсон, пл. Свободы, 1, каб. 126. Время работы: понедельник – пятница, с 9:00 до 17:00. Для участников АТО и их семей работает круглосуточная “горячая”  телефонная линия: 0-800-50-40-77, 0552-26-42-34 (звонки бесплатные).

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів