Підтримати нас

Недоборьба с коррупцией в вузах

Vgoru
Автор статті
11 квітня 2016 12:00
670
Поширити:

Визит в Херсон представителей Студенческого антикоррупционного бюро оставил двоякое впечатление. С одной стороны – была поднята действительно крайне важная проблема, без решения которой о каких-либо реформах в Украине можно напрочь забыть. 

С другой – стало ясно, что гости явно, мягко говоря, не совсем готовы взвалить на себя “работу адову”, без которой коррупцию в вузах не побороть. Впрочем, обо всем – по порядку.

Представьте себе, что всемирно известный писатель Умберто Эко, который был также профессором Болонского университета, преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина, отказывался ставить своим студентам зачеты или принимать у них экзамены, если каждый из обучающихся у него не предъявлял свежекупленный экземпляр “Имени розы” или “Маятника Фуко”. Такая ситуация выглядела бы весьма нелепо, и в реальности вряд ли имела место. Однако в нашей высшей школе такой подход преподавателей к популяризации своих писаний – вполне обычное дело.

На прошедшей в Херсонском Кризисном медиа-центре пресс-конференции посетившие наш город представители Студенческого антикоррупционного бюро рассказали о наиболее часто встречающихся проявлениях коррупции в высшей школе. И среди таких проявлений – добровольно-принудительное приобретение студентами “бессмертных творений” их преподавателей.

Во время пресс-конференции эксперты Студенческого антикоррупционного бюро Никита Евстифеев и Тамила Кошман рассказали о “Студенческих антикоррупционных семинарах”, которые уже прошли в 16 городах Украины и до конца апреля пройдут еще в 12-ти.

“Студенческое антикоррупционное бюро создано в феврале 2016 на Всеукраинском студенческом форуме в Кировограде для координации действий студентов по всей Украине по вопросам противодействия коррупции в вузах”,– сказал Никита Евстифеев.

Примечательно, что речь шла не только о традиционных проявлениях вузовской коррупции (покупка книг, презенты преподавателям, вымогательства за разные блага в общежитиях), но и том, на что ранее студенты-активисты не обращали внимания. В частности – об участии вузов в тендерных процедурах.

Так, Тамила Кошман рассказала, что в Сумском госуниверситете в уборных появились мыло и туалетная бумага только благодаря тому, что студенты узнали о покупках вузом на тендере этих средств гигиены:

“В открытых источниках мы нашли информацию о том, что вуз закупил мыло и туалетную бумагу, но их в местах общего пользования не было. Мы провели несколько акций, флеш-мобов, организовали кампанию в соцсетях, отправили запросы на предприятия, у которых были куплены эти товары” .

Будем ждать чего-то в этом роде и от недавно организованного представительства Студенческого антикоррупционного бюро в Херсоне, которое возглавила студентка Херсонского национального технического университета Владислава Яценко, являющаяся еще и известной в городе активисткой национал-патриотического движения.

Кстати, сейчас благодаря появлению электронной системы госзакупок “Prozorro” следить за тем, что покупается за бюджетные деньги, стало гораздо проще.

Правда, в пресс-конференции Влада Яценко почему-то не участвовала. Херсон на этом мероприятии представляла некая Людмила Лукьянова – региональный координатор “Студенческого антикоррупционного семинара”, как ее отрекомендовали. Дама загадочно промолчала всю пресс-конференцию. Не приняла участия в разговоре даже когда обсуждали местную ситуацию.  

Если говорить о ситуации в Херсоне, по словам Тамилы Кошман, наши вузы уже давно не “светятся”  на ресурсах, освещающих коррупционные скандалы. Но это вовсе не значит, что в местных вузах коррупция, как говорится, отсутствует как класс.

Преподаватель одного из херсонских вузов, который в течение семестра не провел по своему предмету ни одной пары, потребовал от старосты студенческой группы собрать для него по сто гривень “с носа”, и заявил, что это – единственная возможность сдать зачет для студентов, не имеющих ни одной оценки по предмету.

То, что наверняка не позволял себе Умберто Эко – в порядке вещей для херсонцев. В другом вузе преподаватель намекал, что студенты, раскошелившиеся на покупку его монографии, могут рассчитывать на особую благосклонность во время экзамена. Студенты дружно отказались покупать книгу.

Об этих фактах шла речь на студенческом семинаре в Херсоне. И отрадно, что такой негатив не замалчивается.

Но сдали ли студенты деньги преподавателю, которого нужно не только с позором выгнать из системы высшей школы, но и не допускать в учреждения образования даже в качестве дворника? Взбунтовались ли студенты против откровенного беспредела?

Чем закончилась история с отказом студентов покупать книгу своего преподавателя? Изменилось ли после отказа его отношение к студентам?

Оказалось, что во время семинара, прошедшего в Херсоне люди, проводившие его, не пытались найти ответы на эти вопросы. В таком случае чем такой семинар отличается от сплетничания на кухне или в курилке?

Борьба с коррупцией не может быть половинчатой, ограничиваться общими разговорами и обсуждением “отдельных недостатков”. А борьба с коррупцией в вузах – дело архисложное и многоуровневое. Здесь и искоренение вымогательства разного рода “благодарностей в пределах разумного”, и ликвидация коррупционной составляющей в программах обучения. По поводу последнего Никита Евстифеев отметил, что изменившееся в последнее время законодательство о высшей школе предоставляет студентам много возможностей влиять на составление вузовских программ. Да, с недавнего времени вузы составляют программы самостоятельно, и многие из них оказались не готовы к таким переменам. И закон позволяет студентам требовать исключения из программ предметов, которые не идут на пользу будущим молодым специалистам, а просто отнимают время и ставят студентов в ситуацию, когда оценку проще купить, чем корпеть над тем, что никогда не понадобится. Правда, студенческим органам самоуправления (там где они откажутся быть “ручными”  для администраций вузов) при этом придется столкнуться с колоссальным сопротивлением преподавателей, которые наверняка не захотят терять такую прекрасную кормушку в виде предметов, за сдачу экзаменов и зачетов по которым студенты порой вынуждены платить.

И в такой борьбе не помешала бы поддержка из Киева: консультации, освещение в крупных СМИ, “пробивание”  определенных вопросах в министерствах... Но, судя по тому, что было (и чего, увы, не было) сказано во время визита представителей Студенческого антикоррупционного бюро, пока той же Владе Яценко и ее соратникам придется воевать в одиночку.

Впрочем, есть еще надежда на адекватных представителей администраций вузов, на преподавателей, на активистов, на других неравнодушных людей. Ведь без искоренения коррупции в образовании (на всех уровнях) невозможно искоренить ее во всех других сферах. Так как многое зависит от того, в какой “системе координат”  привыкли жить люди, принимающие те или иные управленческие решения. Усвоенная со студенческих лет привычка заменять сдачу экзамена или зачета какой-либо “благодарочкой”  со временем чаще всего трансформируется в принятие такой стратегии как модели собственного поведения. Отсюда и появляются чиновники, намеренно делающие какие-то формальности громоздкими и запутанными только для того, чтоб человек, желающий решить свои вопросы, пришел к выводу, что лучше кого-то “подмаслить” , чем соблюсти все процедуры.

То есть, нынешние чиновники-коррупционеры – это вчерашние студенты-коррупционеры. А сегодняшние студенты-коррупционеры… И пока очень сложно спрогнозировать, когда будет разорван этот порочный круг.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ