Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Ми завжди любитимемо тебе, Андрію!

Поширити:
17 лютого 2020 08:00
915

Десять років тому,  16 лютого, трагічно загинув Андрій Матросов, кореспондент газети “Вгору”, голова Асоціації журналістів “Південь”, продюсер Міжнародного фестивалю документального кіно про права людини “DocudaysUA”.

Усі, хто його знав особисто, скажуть, що не забудуть його ніколи... Андрій Матросов був людиною унікальною. Його харизма, його оптимізм, його духовна чистота, його вміння працювати надихали всіх нас. Журналіст, фотограф, продюсер, правозахисник...

Це тільки ті таланти, які він у собі відкрив. Він міг стати талановитим письменником, сценаристом, чи кінопродюсером. Але його забрали від нас 16 лютого на 42-у році життя на слизькій дорозі зі Скадовська до Херсона, де він розбився. Саме тоді, коли він був повний сил, нарешті, знайшов себе і для всіх нас став незамінним...

Ми часто переглядаємо в архіві «Вгору»  знімки, які робив Андрій, –  документальні, художні,  портрети, нічні репортажні фотографії. Вони різні за жанрами, виконанням, але завжди позначені його дивовижним вмінням дивитися на світ очима любові. Ми перечитуємо його статті, які лише за пошуком теми ставали сенсаціями і викликали запальні дискусії у владних кабінетах, перукарнях, на зупинках і в магазинних чергах.

Сьогодні пропонуємо читачам одну зі статей Андрія, опубліковану 17 квітня 2000 року в газеті “Гривна”. Згадаймо талановитого друга і побажаймо йому реалізувати усі свої таланти й любов до всього сущого, де б він зараз не був.

МОГИЛКА В ОГОРОДЕ

В инспекцию по благоустройству при горисполкоме поступила странная жалоба: жители Забалки сообщили, что их соседи похоронили умершую бабушку на собственном огороде. Жители Забалки требовали, чтобы городские власти перезахоронили бабушку на кладбище или заставили сделать это родственников покойной. Инспекция по благоустройству города требование не выполнила, потому что перезахоронения не входят в ее обязанности, но сообщила о случившемся в горкомунхоз и санэпидемстанцию.

История казалась настолько неправдоподобной, что я решил   выяснить подробности происшествия на месте. На месте мне довелось выслушать несколько версий, одна противоречивее другой. Поэтому решил оставить только факты, не вызывающие сомнений.

26 ноября утром внучка зашла  в комнату к 87-летней бабушке  и сразу же с криком выскочила. Мертвая бабушка сидела с открытым ртом и выкаченными глазами. Очевидно, она  умерла еще вечером, а к утру в таком вот виде закостенела. Со внучкой случилась истерика, она бабушку любила, та ей с детства вместо матери была.

Муж внучки пошел вызывать скорую помощь. Но по телефону ему ответили, что идти нужно к участковому врачу. Внучка пошла и участковый врач выписала справку о смерти.

Пошла внучка в похоронное бюро по улице Молодежной, там ей гробы показали - по 90 гривень штука. И сказали: иди в собес, получи деньги. В собесе дали 150 гривень.

Пока внучка ходила, прошло три дня. Бабушка как сидела, так и сидит, только запах по дому пошел. И как ее в гроб уложить, непонятно. Один знакомый посоветовал: отправьте бабушку в морг, там с ней сделают все, что полагается. Морг и похоронить может сам, сказал знакомый, они там хоронят тех, у кого денег нет и родственники бедные. Внучка с мужем и четырехлетней дочкой очень бедные: суп варят из трех картофелин и даже хлеб не покупают - коржи пекут, дешевле выходит. Иногда бульонный кубик покупают - для ребенка. В доме с нами еще бабушкин сын живет, инвалид, обоих ног нет. У него денег тоже нет.

Стали думать, как бабушку в морг доставить?  Муж внучки позвонил в скорую: "Бабушке очень плохо, приезжайте немедленно!" Медики приехали, увидели бабушку и сказали: нам перевозить покойников строго запрещено. Но после продолжительных переговоров с мужем внучки все-таки увезли. О чем шли переговоры, установить не удалось.

На оставшиеся деньги купила внучка дочке сапожки, а то девочка почти босая ходила - ножки растут, дырки в обуви делают.  Купила продуктов на базаре на борщ и на второе - помянуть бабушку. И осталось после этого 28 гривень.

Прошло дней пять. Вдруг явилась опять "скорая", которая бабушку в морг отвозила, медики говорят: "Мы из-за вас работу чуть не потеряли". Оказалось, когда они покойницу сдавали, в морге их координаты записали, а потом разыскали и потребовали бабку забрать. Медики пригрозили бабку под забором сбросить, если родственники добровольно не заберут.

Это было 7 декабря, морозы стояли, земля промерзла, пришлось ломом долбить. Муж внучки выкопал яму на полтора метра, чтобы по всем правилам было, завернул бабушку в чистые простыни, прочитал над ней молитву и закопал. Могилку сделал, крест поставил.

В тот же день поздно вечером пришел участковый и сказал: "Выкапывай". Муж внучки выкапывать наотрез отказался.  С тем участковый и ушел. А через три дня понаехало милиции, сняли со всех показания, но могилку не тронули.

Соседи продолжают жаловаться, но ни горкомунхоз, ни санстанция никаких мер не принимают — не их это компетенция. Дело дошло до Комсомольской прокуратуры. Прокурор Вячеслав Михайлович Павленко объяснил: покойников полагается хоронить в специально отведенных для этого местах, относительно этого существует решение городского Совета, которое все граждане обязаны выполнять. Но если кто-то вздумал похоронить умершего естественной смертью, не инфицированного и не представляющего опасности для окружающих покойника не на кладбище, а в огороде, то наказать такого человека невозможно, так как нет состава уголовного преступления. Наказание за подобный поступок законом не предусмотрено. По-человечески от себя Вячеслав Михайлович добавил, что не видит никакого смысла в перезахоронении, и потом - за какие деньги? А что соседи пусть лучше живыми займутся, больше пользы будет.

Когда я уже дописывал статью, то вдруг спохватился, что так и не узнал ни фамилии, ни имени умершей. Родственники, узнав, что я собираюсь писать об этой истории в газету, вообще отказались разговаривать. Участковый милиционер не помнил, как звали старушку, квартальная - тоже. Одна соседка сообщила фамилию: Проскуренко. И год рождения -1911. Но предупредила, что это приблизительно.

Прости нас, бабушка Проскуренко, за то, что мы такие. Если сможешь. И пусть земля на родном огороде будет тебе пухом.

Андрей Матросов

 

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів