Крымскотатарское поселение, на месте которого расположен нынешний Скадовск, называлось Али-Агок, что в переводе на русский язык — «тихая пристань». Однако летом, когда население 25-тысячного приморского городка увеличивается многократно, о тишине нередко приходится только мечтать.
Несмотря на наличие нескольких гостиниц и пансионатов, где сутки пребывания обходятся отдыхающим в 700-1100 грн. за номер, в Скадовск, как, впрочем, и на другие херсонские курорты, приезжают в основном люди, которые могут позволить себе или недорогой, или очень недорогой отдых у моря. Недалеко от побережья можно найти и комнаты, хозяева которых селят отдыхающих за 70-150 грн. с человека в сутки в зависимости от уровня комфорта.
Приезжают в Скадовск люди из разных регионов страны. Часто можно услышать западноукраинский говор. Услышать, как родители обращаются к своим детям, например, «Маркиян», «Орест», «Зофия» или «Маланка».
Местные жители уже почти привыкли к тому, что на курорт практически не приезжают россияне. До 2014 года они были очень желанными гостями в пансионатах, гостиницах и у скадовчан, для которых сдача жилья отдыхающим — зачастую едва ли ни единственный источник заработка. А самыми желанными были северяне — курортники из Мурманска, Архангельска, Магадана, Ямал-Ненецкого округа… Они, как правило, приезжали оздоравливать детей, которых во время отдыха опекали обычно матери. А отцы семейств лихо просаживали нешуточные суммы в питейных и игорных (до их запрета) заведениях. Там где россияне были завсегдатаями, редкий вечер обходился без пьяной драки с их участием, но местные это терпели, поскольку в иные вечера один такой «ухарь-купец, удалой молодец» мог раскошелиться на сумму, превышающую дневную выручку от остальных посетителей.
Расположившиеся на набережной торговцы зимними шапками, похоже, до сих пор рассчитывают на гостей-россиян.
Сейчас скадовчане рассказывают, что россияне, до сих пор хранящие верность херсонскому курорту (таких очень немного, но они есть), стараются по понятной причине не выделяться из общей массы.
Социальный состав отдыхающих — разнообразный. Что порой очень напрягает. Особенно когда глава семейства, расположившегося на пляже рядом с твоей семье, не стесняясь, демонстрирует наличие в своем словаре неслабого арсенала инвективных идиом (в просторечии — мата).
Правда, люди, которым я делал замечания, реагировали на них адекватно, и лексикон «фильтровали». Но тут уж — кому как повезет, и не стоит забывать о риске нарваться на агрессию, что может испортить отдых. Потому — совет: просить нужно вежливо, а если ситуация накалится, то лучше просто уйти в другое место, благо пляжи в Скадовске большие.
Бесспорное преимущество Скадовска по сравнению с курортами, расположенными в селах и поселках, - наличие в городе двух супермаркетов крупных торговых сетей. Это позволяет небогатым отдыхающим покупать продукты и некоторые товары по разумным ценам, а не втридорога в небольших магазинах, как это происходит в селах и поселках. Что касается цен в общепите, то они, как и на всех курортах, чем ближе к побережью, тем выше. Если говорить о качестве блюд, то это — дело вкуса и достатка. Можно на набережной недорого перекусить шаурмой за 35-55 грн. за порцию (наша семья — не поклонники фастфуда, потому ее не покупали, но видели, что она довольно популярна), а можно потрапезничать подороже (от 120 грн. с человека), но и в более цивилизованных условиях.
Мы в основном готовили еду сами из продуктов, покупаемых в супермаркетах и на рынке.
Пляжная еда. Выбор — стандартный: креветки, шашлычки из мидий и рапанов, копченая рыба, пирожки, чебуреки, пахлава, вареная кукуруза… В общем, все то, что можно смело кушать, если ваш девиз - «Кто не рискует, тот не пьет имодиум!». Да, любителям пляжного и уличного «подножного корма» стоит перед первой трапезой запастись лекарствами от пищевого отравления, изучить расположение общественных туалетов, узнать, где находится больница. По одной простой причине: качество еды, продаваемой пляжными и многими уличными торговцами, никто не контролирует.
Несколько лет назад мой знакомый, будучи на отдыхе в Одессе, случайно услышал, как в одном из кафе сотрудник заведения разговаривал по телефону с работником, закупавшим продукты. «И сильно попахивает? За сколько всю тушу отдают?», - спросил сотрудник кафе у собеседника. Услышав ответ, сказал: «Бери все. Проварим слегка, перекрутим на фарш, добавим побольше специй, и пойдет в чебуреки на пляж». С тех пор, как сказал знакомый, один вид пляжных «коробейников» с пирожками-чебуреками вызывал у него отвращение. Возможно, в Скадовске торговцы пляжной снедью — эталон чистоплотности и порядочности. Но вы можете это проверить?
Справедливости ради не могу не отметить, что скадовские пляжные торговцы в отличие, например, от их бердянских коллег, более деликатны по отношению к отдыхающим. Бердянцы отличаются специфической походкой: там, где есть покупатели, ходят осторожно; где отдыхающие не интересуются товаром, проходят семенящей шаркающей походкой, обсыпая всех вокруг песком. От души хочу пожелать скадовчанам не перенимать эту дурную привычку.
Кстати, в Бердянске женщина, жившая в соседнем номере в пансионате, где мы в 2013 году отдыхали, рассказала, как случайно услышала телефонный разговор местного пляжного торговца. Тот рассказывал кому-то, кто из курортников рассчитывался с ним крупными купюрами, имел с собой кошелек или дорогой мобильный телефон. Опять-таки, я ни в коем случае не утверждаю, что все без исключения пляжные торговцы подрабатывают «наводчиками», но бдительность никому не повредит даже на отдыхе. Если хотите на пляже расстаться с энной суммой, то берите ровно столько денег, сколько потратите. И коль уж вы — счастливый обладатель дорогого телефона, и хотите брать его с собой на пляж, то постарайтесь не «светить» лишний раз.
А вот отдыхать на пляже торговцы мешают везде. Так, в Скадовске по «детскому пляжу» они не только хотят пешком, но еще и передвигаются на велосипедах и мотороллерах. Разумеется, с небольшой скоростью, но удовольствия это все равно не доставляет и расслабиться не помогает. Особенно, если отдыхаешь с детьми.
Досаждали громкие зазывания пляжных «коммиваяжеров». Правда, тут бывают и забавные моменты. На том же «детском пляже» одна из торговок громко кричала: «Горячая кукуруза! Пирожки! Чухчела!». Скорее всего, она имела в виду чурчхелу — грузинское лакомство в виде орехов в сладкой массе, приготовленной на основе виноградного сока.
Досаждали и люди, следящие за чистотой пляжа. Да, они выполняли свою работу: убирали мусор и вынесенные на берег водоросли. Но почему-то делали это днем, когда на пляже было людно, что не прибавляло удобств отдыхающим.
Впрочем, есть в Скадовске и места для относительно спокойного отдыха: на окраинах центрального городского и детского пляжей и на неблагоустроенной части побережья.
Последнюю облюбовали люди, приезжающие, чтоб оздоровиться: их привлекает неглубоко залегающая голубая глина, известная своими целебными свойствами. Среди этой категории отдыхающих немало пожилых людей и инвалидов.
Впрочем, последних среди отдыхающих в Скадовске немало еще и потому, что этот курорт из-за своих природно-климатических особенностей (большое мелководье, целебные грязи) стал с 2014 года популярным среди людей с особыми потребностями, которые раньше для отдыха у моря ездили преимущественно в Евпаторию и в Саки.
Однако городская инфраструктура Скадовска пока оставляет желать лучшего с точки зрения безбарьерности. Потому для большинства инвалидов-калясочников отдых ограничивается лечебными процедурами, купанием в море и прогулками в окрестностях пансионатов.
Пляжи в Скадовске — ракушечные. Но в последнее время туда завозится и песок. При том, что перед каждым сезоном медики выступают в прессе с предупреждениями: пляжный песок — рассадник различных бактерий и грибков. Кишечная палочка и прочие микроорганизмы прекрасно чувствуют себя в песке и живут там гораздо дольше, чем в морской или речной воде. Вредные микроорганизмы из песка могут с легкостью попасть на одежду и полотенца, а затем и в организм человека. При этом человек может даже не узнать о том, где именно он подхватил инфекцию, ведь на наличие вредоносных бактерий традиционно проверяют только воду, но не песок вокруг нее. Риску заражения наиболее подвержены дети, которые любят играть с песком и строить из него замки. Потому врачи настоятельно советуют тщательно отряхивать от песка всю одежду и обязательно стирать купальные принадлежности, возвращаясь с пляжа.
Впрочем, после отдыха на пляже делаешь это в первую очередь, видя, как «высококультурные» отдыхающие проливают пиво и другие напитки на песок, плюют туда, как не считают зазорным подержать над песком маленьких детей, чтоб те справили малую нужду...
Скадовск — город небогатый на развлечения. Большинство аттракционов в городском парке отдыха — еще советские. Кроме того, на пляжах отдыхающим предлагают различные «покатушки»: по морю — на яхтах, шверботах (парусные одномачтовые спортивные суда) и на катерах; по суше — на пони и на лошадях.
Последние удивили тем, что на них не было полноценных седел со стременами, их заменяло нечто вроде небольших плотных попон.
То есть если б лошадь взбрыкнула, всадника неминуемо постигла бы незавидная участь, так как не за что удержаться. А катали на тех лошадях и взрослых, и детей.
Скадовчане говорят, что побывать в их городе летом и не побывать на острове Джарылгач, который еще называют украинскими Мальдивами, — не побывать в Скадовске. В таком случае в этом году наша семья «не была в Скадовске», так как мы отказались от поездки на остров после инцидента, произошедшего 17 июля: около 350 человек провели на острове почти сутки из-за того, что перевозившие отдыхающих большие пассажирские катера ОМ-103 и ОМ-104 сели на мель. На недавно прошедшем в Херсонской ОГА «разборе полетов» было сказано, что суда вышли в море, несмотря на предупреждения о неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, через день после инцидента в СМИ появилось сообщение, что «Укртрансбезопасность» запретила этим катерам в течение недели выходить в море до выяснения всех обстоятельств инцидента. Однако я видел, как 22 июля один из катеров шел по морю в направлении острова.
Впрочем, желающие могут для путешествия на Джарылгач нанять 10-15-местный быстроходный катер. Предложений — предостаточно. Путешествие в оба конца обойдется в 150-200 грн. в зависимости от комфортабельности судна и аппетитов владельца.
Если уж решились поехать на остров, то желательно находиться в его «обжитой» части, чтоб не «познакомиться» с гадюкой или каракуртом.
А можно ограничиться и отдыхом на городских пляжах. «Думайте сами, решайте сами».