Куратором Европейской программы размножения исчезающих видов (ЕЕР) подписан мораторий на размножение лошадей Пржевальского в «Аскании-Нова».
Об этом рассказал заведующий лабораторией сохранения многообразия диких животных биосферного заповедника Александр Мезинов. Причина вот в чем – этого исчезающего вида, который содержится в заповедниках и зоопарках многих стран, на планете стало вполне достаточно. Теперь перед учеными стоит другая задача – сохранить вид «чистым». К слову, генотип асканийской линии лошадей Пржевальского (всего их выделяют три: А-линия (Мюнхен), Б-Линия (Прага) и линия Аскания Нова), считается одним из самых чистых. Тем не менее, теперь у каждой особи проверяют ДНК. И уже только на основе полученных данных животному либо подбирают пару, либо отбраковывают, то есть, «отправляют на мясо».
Напомним, редких и долгое время неизвестных науке коней впервые описали в 1878 году. Тогда путешественник и натуралист Николай Пржевальский возвращался из второй экспедиции по Центральной Азии, и на китайской границе получил в подарок шкуру и череп животного, добытые местными охотниками-киргизами. Пржевальский отправил подарок на исследование, и оказалось, что шкура и череп принадлежат неизвестному науке виду. Животное описали и назвали в честь путешественника – лошадью Пржевальского. То, что это совершенно другой вид коней, подтвердили и позднейшие исследования. Лошадь Пржевальского имеет 66 хромосом, а домашняя лошадь - 64 хромосомы.
Основатель и владелец Аскании-Нова Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн стал первым организатором экспедиций по поимке лошадей Пржевальского. Он оплатил несколько экспедиций на северо-запад Китая и в Монголию, в том числе и третью экспедицию Николая Пржевальского в Азию, чтобы в его заповедник привезли это удивительное животное. После ряда неудачных попыток нескольких жеребцов и кобыл все же удалось выловить в 1899 году и доставить невредимыми в Асканию. И именно в этом заповеднике впервые в мире дикие лошади дали в неволе приплод.
И именно их потомки, спустя столетие, вернулись в Азию, чтобы возродить на родине полностью вымершие табуны.
Последний раз в дикой природе этих животных видели в Монголии, в 1969 году. И с 1992 года международное сообщество начало программу по реинтродукции (возвращению в дикую природу) лошади Пржевальского. Асканийские животные сначала вернулись в Монголию. Там сейчас уже три дико живущие популяции, в которых насчитывали порядка четырёхсот особей. Аналогичные проекты реализовывались и в Китае, и в Казахстане, и на Алтае.
В 1998 году лошадей Пржевальского также переселили из Аскании в зону отчуждения Чернобыльской атомной электростанции, чтобы они сбивали траву, чтобы не было пожаров и радиация не поднималась в воздух. Завезли порядка 28 особей. В 2010 году была зафиксирована самая большая их численность, асканийские ученые насчитали там более 110 особей. Но потом численность тех табунов стала сокращаться. Как пояснил Александр Мезинов, на лошадей открыли охоту браконьеры. Часть животных погибло, а часть табунов ушли в более безопасные места: пересекли границу с Беларусью и поселились в в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике. Теперь там живут уже 16 особей. И белорусские ученые уже начинают беспокоиться, как их присутствие отразится на экологии Полесья. Лошадь Пржевальского – крупное животное (взрослая особь весит около 300 килограммов) и летом за сутки съедает 30 - 45 килограммов травы.
P.S. Эта информация стала известна во время пресс-тура, который организовал Украинский кризисный медиа-центр в рамках Программы DOBRE.