Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Как защититься от... защитников?

Vgoru
Автор
Поширити:
14 квітня 2016 11:00
773

О том, что военные используют для своих полигонов земли заповедников и национальных парков, сказано и написано уже немало. И основном информация преподносится однобоко: нехорошие военные гробят природно-заповедный фонд. 

Да, экологов сложно упрекнуть в несправедливости. Но, похоже, проблема все-таки – сложнее, глубже, чем ее пытаются нам преподнести.

Очередная попытка разобраться в ситуации были предпринята на прошедшем в медиа-центре “IPC Херсон” круглом столе “Военные будни заповедных объектов Херсонщины”. В мероприятии приняли участие руководители и представители администраций заповедников “Аскания-Нова”, Черноморского биосферного заповедника, национального парка “Олешковские пески”, а также херсонские ученые-биологи и представители международной благотворительной организации “Экология-Право-Человек”. Военная прокуратура Херсонского гарнизона, представителей которой приглашали на круглый стол, не сочла нужным поучаствовать в обсуждении очень важной, в том числе и для имиджа армии, проблемы.

Главный природовед Национального природного парка “Олешковские пески”  Ольга Ложкина рассказала о, пожалуй, самом громком в Херсонской области конфликте между военными и экологами. Напомним, армия и экологи не могут поделить земли природного парка “Олешковские пески”. Это в Херсонской области. Ученые утверждают, что из территории для научных исследований Минобороны сделало полигон. Военные утверждают (судя по их комментариям в СМИ) – все в рамках закона. Часть этого военного полигона в Раденске  в  2010 году указом президента Виктора Ющенко передали заповеднику. Но в конце пришлого года, после 25-летнего перерыва, туда вернулись военные. Часть национального природного парка находится в самом эпицентре проведения стрельб. Поэтому научные исследования оказались под запретом.

“Еще в 1985 году принималось решение о выделении под военный полигон пяти тысяч гектаров земли на той территории, которую сейчас занимает наш национальный парк. Но сейчас военные даже не могут указать границы территории, которая выделялась, координаты, место расположения. Они, как я поняла, заняли место наугад. Мы обратились в Херсонскую облгосадминистрацию за разъяснениями. Юристы ОГА ответили нам, что документ от 30-го апреля 1985 года, на основании которого земли передавались военным, утратил силу. И нам предложили решить проблему, обратившись в суд”, – рассказала Ольга Ложкина.

Однако так и осталось неясным, почему экологи не хотят пойти по этому вполне законному и цивилизованному пути. Да, сейчас в Украине статус армии – совершенно иной, нежели, скажем, три года назад. Но формально-то наша армия, как и армия в любом другом государстве, – один из субъектов правоотношений, и суд – вполне приемлемый способ разрешения спорных вопросов.

Мероприятию, прошедшему в “IPC Херсон”  предшествовала поездка по местам “боевой славы” – в заповедники, превращенные в полигоны. Участвовавшие в ней заведующий кафедрой ботаники Херсонского госуниверситета Иван Мойсиенко и эколог международной благотворительной организации “Экология-Право-Человек”  Алексей Василюк показали привезенные из путешествия “сувениры” : гильзы, осколки.

Иван Мойсиенко обратил внимание присутствовавших еще и на то, что полигон в “Олешковских песках” охраняется как-то, мягко говоря, странно:

“Мы смогли заехать на территорию совершенно спокойно, охраны не было. Мы не прятались, собирали гильзы и осколки. И только уезжая, увидели охрану”.

Эколог международной благотворительной организации “Экология-Право-Человек”  Алексей Василюк в своем выступлении отметил, что в указах Президента Украины и в находящихся в открытом доступе документах Генштаба ВСУ нет ни одного упоминания об учениях, которые в этом году проводились или будут проводиться в Херсонской области. Но военные о таких учениях говорят.

Также Алексей Василюк отметил, что натянутые отношения экологов и военных — проблема не только Херсонщины. Так, в марте экологи смогли остановить военные учения на территории природного заповедника “Медоборы” на Тернопольщине.

И на Херсонщине “Олешковские пески” – не единственный заповедник, где неспокойно из-за военных. О вопиющих случаях рассказал директор биосферного заповедника “Аскания-Нова”  Виктор Гавриленко. Он также часто находит на территории заповедника использованные боеприпасы. Рассказал он и о том, как военные в засушливое время года, проезжая по территории заповедника, пренебрегали элементарными правилами пожарной безопасности.

“Я обращался в Генштаб, и там мне ответили, что на территории заповедника “Аскания-Нова”  не дислоцируется ни одна воинская часть. Проще говоря, военные отказываются решать вопрос, ограничиваются отписками, казуистикой”, – посетовал Виктор Гавриленко.

Старший научный сотрудник Черноморского биосферного заповедника Ольга Уманец рассказала о конфликте с военными, которые хотели разместить на территории заповедника, на побережье, ракетные установки и инфраструктурные объекты для их обслуживания.

По словам Уманец, администрации заповедника пришлось обращаться в Академию наук Украины.

Правда, из-за того, что оказалась обнародованной только точка зрения экологов, пока не ясно, насколько было необходимым размещение ракетных установок именно в том месте. Ведь не стоит забывать, что Херсонщина граничит с оккупированным Крымом, где, отметим, недавно, как сообщила украинская военная разведка, прошли учения российских десантников по отработке захвата гражданских объектов. Потому, может быть, не исключен и такой вариант, что лучше пожертвовать частью заповедника под размещение ракетных установок в обмен на мир и спокойствие. Но пока на сей счет можно только строить предположения, так как точка зрения военных неизвестна. Как, впрочем, и по большинству вопросов, которые в “IPC Херсон”  обсуждали экологи.

Однако не стоит полагать, что экологи только ругали военных. Ученые предлагают и альтернативные варианты для размещения полигонов. Так, в обращении к руководителям страны и к органам власти на местах ученые Херсонского госуниверситета, участвовавшие в создании национального природного парка “Олешковские пески”, предложили использовать в качестве военного полигона Нижнеднепровские пески, в частности, земли в Голопристанском районе, которые из-за многолетней хозяйственной деятельности на них утратили природоохранное значение.  

Экологи отмечали, что они осознают, насколько значима боеспособность армии в нынешнее время и готовы помогать военным искать для своих полигонов такие территории, где не причинялся бы ущерб природным богатствам. Слово – за военными.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів