Чуть более полугода прошло с тех пор, как президент Украины Петр Порошенко подписал указ, которым оформил правовой статус иностранных бойцов в Вооруженных силах Украины.
Таким военным разрешили заключать контракты с ВСУ и воевать в АТО на легальных основаниях. Впрочем, сами иностранцы жалуются, что президентский указ нормально не работает и в Украине они до сих пор находятся в подвешенном состоянии. Почему так происходит, разбирался "Апостроф".
Штрафы от пограничников
По оценкам военных экспертов и Генерального штаба, в зоне АТО на стороне Украины воюет около тысячи иностранных граждан - из Грузии, Беларуси, США, Франции и даже России. До легализации все они служили в добровольческих батальонах, но после того, как им дали право заключать контракты с ВСУ, некоторые иностранцы предпочли служить официально.
"Грузинский легион" и его командир Мамука Мамулашвили один из первых легализовался на фронте, как только это стало возможным. Грузины вошли в состав ВСУ, однако, по словам командира, множество бюрократических проблем остаются нерешенными.
"Основное изменение в том, что нам выдали оружие на законных основаниях. Мы не пользуемся больше трофейным оружием. Но основные проблемы, которые были до подписания указа, так и остались. Это проблема с въездом и выездом бойцов из страны. Например, по закону военный билет приравнивается к виду на жительство, но этого почему-то не знают пограничники. При каждом выезде из страны бойцам приходится платить штраф — 510 гривен. А бойцы иногда едут навещать свои семьи. Но, по понятиям пограничников, у бойцов прошли сроки легального проживания в Украине, и их заставляют платить штраф. Эта проблема до сих пор не снята. С моральной точки зрения это неприемлемо, когда человек воюет за страну, а его штрафуют за то, что он пробыл в этой стране дольше, чем ему было дозволено. Это незаконно, но несмотря на это, пограничные службы в Бориспольском аэропорту, аэропорту "Жуляны" это делают. Более ли менее лояльно к этому вопросу относятся только в порту в Одессе", - рассказал "Апострофу" Мамука Мамулашвили.
Командир добавил, что, отправляя бойцов домой, каждому из них он дает сопроводительное письмо, в котором сообщается, что человек официально проходит службу в ВСУ, но такие письма зачастую просто игнорируются на пограничных пунктах пропуска.
"А когда боец обратно въезжает в Украину, на пограничные пункты иногда приходится ехать половине батальона, чтобы его впустили в страну", - жалуется Мамулашвили.
В Госпогранслужбе "Апострофу" ответили, что не слышали о таких фактах и попросили назвать фамилии бойцов, с которых взимали штрафы, чтобы разобраться с каждым конкретным случаем.
Кроме того, грузинские легионеры становятся персонами нон грата у себя на родине. "В Грузию нам неофициально запретили въезд. Когда боец уезжает в Грузию, его останавливают в грузинском аэропорту. За то, что он воюет за Украину, его начинают обрабатывать. Дают не более двух суток, чтобы покинуть страну, ведь официально в Грузии нет закона, по которому нас можно арестовать и обвинить, но неофициально предупреждают, что есть двое суток, чтобы собраться и уехать. Если не уехать, могут подкинуть что-то бойцу, а потом сказать, что человек был с оружием. От грузинского правительства сейчас можно ожидать чего угодно, потому что оно пророссийское. Конечно, люди, которые воюют против империалистической политики для правительства неприемлемы, поэтому с нами всячески борются", - резюмировал Мамулашвили.
Замкнутый круг
Еще сложнее приходится добровольцам из России и Беларуси, которые воюют на стороне Украины.
"Если человек просрочил свое пребывание, ему нужно выехать в свою страну, а потом снова въехать в Украину. Но, понятное дело, граждане России или Беларуси не могут вернуться обратно, и очень часто они оказываются заложниками ситуации", - рассказывает "Апострофу" юрист Украинской Хельсинской группы по правам человека Анна Ющенко.
Согласно закону, военный билет действительно дает право иностранцам находится на территории Украины и никаких дополнительных документов в миграционной службе получать не нужно. Сроки временного легального пребывания в стране определяются действием контракта военнослужащего с ВСУ. Сколько боец официально служит - столько и может жить в Украине. Но чтобы заключить контракт с армией и получить военный билет, а вместе с ним вид на жительство, необходимо предоставить документы, которые удостоверяют личность иностранца и… подтвердить легальность своего пребывания на территории Украины. А с момента, когда иностранцы ехали в Украину и поступали на службу в добробаты, до момента, когда им позволили легально служить в армии, все сроки их законного пребывания в нашей стране, естественно, истекли.
В Государственной миграционной службе уверяют, что замкнутый круг бюрократии разрывают в индивидуальном порядке. "Это сугубо индивидуальные кейсы, и, если мы встречаемся с такими ситуациями, мы продлеваем сроки пребывания для оформления контракта с ВСУ. Для этого нужно обратиться в миграционную службу", - пояснил нам руководитель пресс-службы ГМС Украины Сергей Гунько.
Но вид на жительство - далеко не единственное препятствие на пути легализации добровольцев. Закон требует от иностранцев, которые идут в украинскую армию, предоставить справку о несудимости. По словам Адама Осмаева, который на фронте командует чеченским батальоном им. Джохара Дудаева, получить такой документ на практике не всегда возможно.
"Необходимость предоставления справки о несудимости с родины является проблематичной для многих россиян, так как там уже возбуждены дела на многих добровольцев и поехать туда не представляется возможным. Такая же проблема возникает и при подаче документов на получение гражданства Украины. Мы считаем, что необходимость получения такой справки можно перенести с отдельного человека на МВД или СБУ, которые могут направить запрос в страну самостоятельно", - рассказал "Апострофу" Адам Осмаев.
В свою очередь Анна Ющенко добавляет, что у многих добровольцев проблемы не только со справками, но и с паспортами. "Они либо утеряны, либо сгорели, разные ситуации бывают. Соответственно, и возобновить эти документы они не могут, ведь для этого нужно опять-таки возвращаться в Россию или Беларусь или обращаться в посольство. Особый порядок для таких людей не разработан", - подчеркнула эксперт.
Тем не менее юрист уверяет, что в армии часто просто закрывают глаза на отсутствие некоторых документов у иностранцев или легальные сроки их пребывания в стране. "Мне известно, что несмотря на все проблемы, ВСУ заключают с ними контракты, но могут возникать проблемы с выплатами, открытием счетов в банке и так далее", - резюмировала Анна Ющенко.
Но если на фронт в составе ВСУ иностранцы могут отправиться уже сейчас, то с получением украинского гражданства придется подождать. В марте прошлого года Порошенко своим указом упростил процедуру получения гражданства для иностранцев, которые служат по контракту в ВСУ. Получить украинский паспорт они смогут только после трех лет официальной службы в армии, то есть служба добровольцем засчитываться не будет. Правда, закон оставляет за человеком право на получение гражданства "за выдающиеся заслуги перед Украиной", а служба в АТО наверняка может считаться такой заслугой, но добровольцы отмечают, что доказать свой статус достаточно трудно.
"Многие добровольцы не могут подтвердить свое участие в АТО, так как были там, по сути, в качестве волонтеров, хотя и отдавали свои жизни и здоровье. Эту проблему можно было бы решить получением справки от любого подразделения, которым человек помогал в качестве волонтера", - отметил Адам Осмаев.
Впрочем, не все иностранцы, которые защищают Украину на Донбассе, рвутся легализовать свое положение в армии или получить гражданство. Один из таких людей белорус с позывным "Сябар", который служит в добровольческом батальоне. "Я не собирался в ВСУ и никогда туда не пойду, поэтому закон мне ничем не помог", - рассказал "Апострофу" военный.
На вопрос, не боится ли он депортации, белорус уверенно ответил: "Не боюсь. Пусть приедут на фронт и меня депортируют", - смеется боец.