Постановили: 1. Осудить статью В. Гусакова в газете “Вгору” . 2. Предложить редакции газеты “Вгору” объективную информацию как о создании и сооружении памятника, та и о роли двух предприятий: Херсонского судозавода и завода “Паллада” .
Выше – выдержка из “Выписки из протокола № 5 заседания Правления ХОО ВООИ “Союз Чернобыль Украина” от 6 мая 2016 года. Документ этот принес в редакцию руководитель областной организации “Союз Чернобыль Украина” Игорь Попов, которого возмутила статья “Открыли памятник чернобыльцам или… Федину с Маломаном?” В статье шла речь о том, что открытие 26 апреля в парке “Херсонська фортеця” долгожданного памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС стало, по сути, пиар-акцией для людей, профинансировавших сооружение памятника. Писали мы и о том, что скульптурная композиция, основной элемент которой – руки, держащие земной шар, художественно вторична и, мягко говоря, не шедевр. Это и возмутило Правление “Союз Чернобыль Украина”, которое (цитируем протокол), сочло, что статья – “…оскорбление всех. Руководителей заводов надо только благодарить”.
Что ж, выполняя настоятельную просьбу Игоря Попова, сообщаем, что руководители областной организации “Союз Чернобыль Украина” благодарны людям, выделившим деньги на памятник, а также не согласны с тем, что художественные достоинства монумента оставляют желать лучшего. Мы говорим только о руководителях организации, так как все остальные ликвидаторы, видимо, заняты решением проблем куда более насущных, нежели разборка с изданием, “неправильно” написавшим о памятнике. И свое мнение на сей счет другие чернобыльцы нам не высказывали. В выписке из протокола упомянуты только члены правления Ватаманюк Д. И., Курохтин В. И., Попов И. Г., Усик Г. Н. и председатель ревизионной комиссии Швец А. Ф.
Во время визита в нашу редакцию Игорь Попов сказал, что он и его соратники недовольны тем, что на установленном памятнике написано “Жертвам Чернобыльской катастрофы”. Говорил, что ликвидаторы аварии на ЧАЭС – герои, что он намерен добиваться смены надписи. Не спорим, согласны на все сто. Но удивило то, что протокол заседания жюри, в котором как раз идет речь о памятнике жертвам катастрофы, датирован 2 августа 2012 года. Выходит, у херсонских чернобыльцев было в распоряжении три с лишним года, чтобы добиться установки памятника с надписью, адекватной заслугам ликвидаторов.
Кстати, в жюри конкурса на лучший проект памятника, судя по протоколу, был и представитель Херсонской областной организации “Союз Чернобыль Украина” Геннадий Евсеенко.
Что же касается “объективной информации о создании и сооружении памятника”, то здесь нам поможет предоставленный Игорем Поповым “Протокол заседания жюри открытого архитектурного конкурса на лучший эскизный проект памятника жертвам Чернобыльской катастрофы”. Обратило на себя внимание то, что из 10 членов жюри 5 – архитекторы, трое – чиновники Департамента градостроительства Херсонского горсовета, и по одному представителю от депутатского корпуса горсовета и организации “Союз Чернобыль”. И не было ни одного художника или скульптора, или искусствоведа. То есть, не было человека, который мог бы дать экспертное заключение о том, не является ли какой-либо из проектов памятника плагиатом или “перепевкой”. Да и вообще сделать вывод о художественной составляющей представленных проектов.
Оценки проектов просто поразили емкостью и точностью формулировок. Например, один из проектов, по мнению жюри “имел невыразительный, но в то же время деструктивный образ”. А вот что сказано о другом проекте: “образ памятника похож на бомбу или на тропический фрукт в связи с тем, что автором не выдержаны пропорции”. Кто-то еще удивляется, что заседавшие в жюри “гиганты мысли” выбрали ТАКОЙ памятник? Кстати, проект-победитель был охарактеризован так: “позитивный образ мира; руки, символизирующие и поддержку, и пламя трагедии одновременно” .
Нельзя не отметить, что среди членов жюри были Олег Белоглазов (тогдашний директор Департамента градостроительства горсовета, он возглавлял жюри), и Любовь Моисеева-Покрышева, которая в протоколе была скромно представлена: “архитектор” . Напомним, 2 июля 2012 года Моисееву-Покрышеву уволили с должности замначальника управления, начальника отдела планирования и застройки города управления градостроительства и архитектуры (главный архитектор города) департамента градостроительства городского совета. Несколько лет назад эти люди стали фигурантами скандальной истории. В херсонских СМИ появилась информация, что на берегу Днепра в районе Нефтегавани выделены четыре участка земли (по ул. Марии Фортус, 259, 261, 263 и 265) общей площадью 25 соток. Потом после нехитрых манипуляций с участием некоторых депутатов горсовета там появилось кафе. Один из участков, как писали, был оформлен на мать Любови Моисеевой-Покрышевой, еще один – на супругу Олега Белоглазова.
Оба эти чиновника “засветились” и в истории со строительством торгово-развлекательного центр “Суворовский”, нанесшим колоссальный вред историческому центру Херсона. Печально известный ТРЦ был построен с их “благословения”. Потому можно предположить, что таких людей волновал не облик города, а другие интересы.
Тем не менее, нельзя не признать, что херсонским чернобыльцам после многолетней волокиты все же отдали дань уважения, установив памятник. Пусть и оставляющий желать лучшего и вызывающий много вопросов. Что сделано, то сделано. Но при этом мы оставляем за собой право иметь свое мнение обо всем, что происходит и появляется в нашем городе. А у чернобыльцев и у других людей мнение по тому же поводу может быть своим, иногда – диаметрально противоположным нашему. Это нормально.
Просим лишь учитывать, что наше мнение о памятнике – не более чем мнение о памятнике. Что касается людей, в честь которых он установлен, мы прекрасно понимаем, что они – герои. И считаем, что другого мнения быть не может.
А еще надеемся, что ХОО ВООИ “Союз Чернобыль Украина” на будущее все-таки откажется от традиции осуждать газетные публикации на заседаниях правления. На дворе-то – уже четверть века не Советский Союз. Да и у активистов-чернобыльцев наверняка есть немало проблем, связанных с решением вопросов социальной защиты ликвидаторов, их медицинского обслуживания, обеспечения жильем… Искренне желаем им успехов в этой нелегкой работе.