Когда эксперты Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины анализировали итоги работы областного совета за девять месяцев, они отмечали, что депутаты уж очень увлеклись разного рода обращениями. Таких документов приняли больше тридцати, в то время как целевых региональных программ – всего две.
Однако с тех пор в жизни облсовета произошли кардинальные перемены: в результате депутатского мятежа Андрея Путилова сменил в председательском кресле выдвиженец “Батькивщины” Владислав Мангер. Его сторонники позиционировали своего протеже в первую очередь как человека дела, а Путилова обвиняли (правда, небезосновательно) в подмене решения важнейших для Херсонщины проблем их пошлейшим забалтыванием.
Прошедшая 18 ноября очередная сессия облсовета в идеале должна была стать первой, где у нового главы есть все возможности проявить себя: страсти улеглись, депутаты практически смирились с переменами и вернулись к нормальной работе.
Однако на этой сессии количество принятых облсоветом обращений увеличилось на шесть. Диапазон: от действительно важных до откровенно популистских. К последним однозначно можно отнести зачитанное депутатом от Радикальной партии Олега Ляшко Николаем Ставицким обращение “к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины относительно принятия мер для урегулирования проблемы с повышенными тарифами”. Облсовет потребовал “ввести мораторий на повышение тарифов, запретить пеню за несвоевременную оплату, запретить предприятиям выставлять населению авансовые счета за предоставленные услуги, раскрыть методику начисления тарифов, провести перерасчет цены на газ”.
Безусловно, проблема, ставшая поводом для обращения, – крайне важная. Но учитывая то, что во время недавнего визита в Херсон Премьер-министр Украины Владимир Гройсман поставил себе и своей команде в заслугу пересмотр ценовой “сетки” на газ, несложно предположить, каким будет эффект от подобных обращений. Да и у государственной власти отношение к главному “тарифоборцу”, точнее – к главной, сейчас совсем не то, чтобы обращение депутатов Херсонского облсовета не было воспринято как пустопорожний популизм. Каковым оно, по большому счету, и является.
Куда полезнее для региона были бы реально работающие программы по энергосбережению и энергоэффективности, которые позволили бы экономить деньги налогоплательщиков при оплате за коммунальные услуги для бюджетных организаций.
А для населения сейчас единственное спасение от драконовских тарифов – субсидии, для оформления которых нужно потратить немало сил и времени.
На сессии выступил Директор Департамента социальной защиты населения Геннадий Причина, которого депутаты попросили разъяснить медлительность его подчиненных, занимающихся оформлением субсидий. Следствие этой медлительности – огромные очереди в управлениях соцзащиты на местах. Происходит это, по словам Геннадия Причины, из-за недостаточной квалификации некоторых сотрудников. Было обещано принять меры. Может быть, и примут, но пока очереди в управлениях соцзащиты не уменьшаются.
Депутат облсовета, руководитель Херсонской облорганизации партии Оппозиционный блок Василий Федин зачитал обращение к главе Службы безопасности Украины Василию Грицаку. Федин обвинил спецслужбу в политических преследованиях своих однопартийцев и в том, что она “занимается выполнением политического заказа председателя Херсонской областной государственной администрации Андрея Гордеева”.
Привлеченными к ответственности будут в основном рядовые граждане, срубившие одно-два сухих дерева на дрова...
Примечательно, что глава облорганизации Оппоблока ранее никогда не протестовал против действий СБУ. А в не столь давнем прошлом та тоже выполняла политические заказы, но – другой партии, и объектами интереса были другие люди – активисты и национал-патриоты. Но как только запахло жареным для херсонских оппоблоковцев…
Василий Федин утверждает, что депутаты Херсонского горсовета от Оппоблока попали в поле зрения СБУ после того, как “посмели высказать недовольство бездарной работой секретаря Херсонского городского совета Елены Урсуленко, главы областной организации БПП”.
Происходящее пока очень хорошо вписывается в картину, которая вырисовывается из информации, полученной нами из неофициальных источников: якобы херсонские оппоблоковцы согласились на участие в мятеже против Андрея Путилова в облсовете взамен на то, что им позволят провернуть многоходовочку, в результате которой они получат возможность взять под контроль городскую власть. И речь шла как раз о том, что все начнется со смещения секретаря горсовета, к работе которой действительно имеется немало вопросов. То есть, только недавно вернувшаяся после череды конфликтов к относительно нормальной работе городская власть была бы втянута в очередной “виток” разборок. И кульминацией якобы должны были стать внеочередные выборы городского головы. Кстати, не намерением ли в них участвовать руководствовался Василий Федин, отказавшись от должности главы бюджетной комиссии облсовета, когда та стала штатной? Если это предположение верно, то беспокойство Василия Викторовича вполне объяснимо.
Депутаты Херсонского облсовета запретили любую вырубку лесов в области. Этот мораторий введен на срок до 1 марта 2017 года.
Также шла речь о намерении установить на Антоновском мосту в областном центре камеры видеонаблюдения, которые, как сказал председатель облсовета Владислав Мангер, “помогут выявлять автомобили, которые перевозят древесину”.
Напомним, ранее облсовет с подачи его экс-главы Андрея Путилова принимал решение о запрете санитарной вырубки леса, под прикрытием которой проводилась браконьерская вырубка хорошей древесины.
То есть, депутаты еще раз продемонстрировали свою заботу об экологической ситуации в регионе. Но тот ли это случай, когда полными запретами можно решить проблему. Не напоминает ли все это ситуацию в США времен “сухого закона”, когда спиртное было официально запрещено, но количество людей, умиравших от цирроза печени, не уменьшалось?
Запрет даже санитарной или контролируемой вырубки леса – даже не полумера. Есть сомнения, что те, кто “крышует” браконьеров, не найдут лазейки? Нет. Как, увы, нет и сомнений в том, что привлеченными к ответственности браконьерами-порубщиками будут в основном рядовые граждане, срубившие одно-два сухих дерева на дрова. По аналогии с тем, что в Украине за коррупционные дела и взятки привлекают к ответственности, как правило, сельских и поселковых голов, а министры и нардепы, декларирующие сотни миллионов, – душки и лапочки.
Уверен, депутаты облсовета прекрасно понимают, что там, где есть большие массивы искусственного леса (как на Херсонщине), полный запрет на его вырубку губителен, так как без удаления сухостоя, больных и сильно пораженных вредителями деревьев нельзя поддерживать лес в том состоянии, в котором он может полноценно выполнять свои функции.
Но депутаты Херсонского облсовета упорно продолжают поступать, как врачи в давнем прошлом, которые до изобретения фиксирующих шин и гипсовых повязок, не умея лечить переломы рук и ног, просто ампутировали сломанные конечности.
Если говорить о такой болезни Херсонщины как браконьерская вырубка леса, то запрет на полную вырубку – не самое лучшее лекарство. Депутаты просто пошли по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы совместно с правоохранителями и другими службами разрабатывать областные программы развития лесного хозяйства и эффективные меры противодействия браконьерству.
А между тем даже во время действия ранее принятого облсоветом запрета на санитарную вырубку леса херсонцы в соцсетях публиковали фотографии леса-кругляка, ожидающего погрузки в морпорту. Но на сессиях облсовета почему-то не поднимался вопрос о том, откуда брался этот лес. Депутаты настолько уверовали в запрет как в панацею? Или же понимали, что запрет – не более чем ширма, “фиговый лист”?
Председатель облсовета Владислав Мангер сказал, что “в последнее время 1200 га лесов было вырублено в Херсонской области и вывезено в неизвестном направлении”, тем самым подтвердив, насколько “эффективным” был запрет, введенный с подачи его предшественника.
На сессии шла речь не только о лесном, но и земельном “дерибане” в области. Так, депутат Леонид Кириченко в своем обращении сказал, что фермеры Каховского района заявляют о рейдерском захвате 1700 га орошаемых земель аграрного колледжа. По решению одного из киевских судов их передали некоему “Союзу инвалидов Украины”. Как заявил Кириченко, баланс у Союза – нулевой, и входят в него всего три человека.
Депутат Владимир Куриков заявил, что “в Скадовском районе земли раздают всем, кроме участников АТО”. По его словам, “чиновники Госгеокадастра раздали в собственность 158 участков земли, а Херсонская областная прокуратура расценила такие действия со стороны чиновников как служебную халатность”.
“В то время, как участникам АТО земли не находится, чиновники за год позволяют себе раздавать такое количество земельных наделов”, –отметил депутат.
На действия местных чиновников Госгеокадастра депутаты пожаловались в головную организацию, а рассмотрение вопроса о захвате земли перенесли на следующую сессию.
Всего на сессии, продолжавшейся чуть менее трех часов, депутаты рассмотрели и приняли решения по 42-м вопросам. Так, были внесены изменения в бюджет области, в программу социально-экономического развития и в несколько других областных программ. Принята новая редакция Регламента облсовета… Григорий Усик, который ранее был и. о. директора аэропорта “Херсон”, стал его директором: с ним заключили контракт на три года. Кроме того, рассматривались вопросы, касающиеся объектов областной коммунальной собственности.
Также депутаты окончательно определились с перечнем создающихся в процессе децентрализации объединенных территориальных громад, где в этом году пройдут выборы в местные органы власти. Одиннадцатой такой громадой стала Великокопанивская в Олешковском районе.