В первой половине XIX столетия наш регион активно развивали французы. Да-да! Вам не показалось, именно французы.
Революционные события, экономический кризис и переизбыток рынка труда на родине, а еще и наполеоновское «владычество» во Франции. Все это стало причиной появления на Юге Украины барона Сент-Жозефа Атуана и его компаньонов, герцога Армана Эммануила де Ришелье, графа Александра Федоровича Ланжерона и их друзей - коммерции-советника Вильгельмина Рувье и его многочисленной родни. А потом к ним присоединилась семья Вадонов со своими «заводами и пароходами».
У вас, конечно, может возникнуть вопрос: «А как же это все произошло? Почему они приехали к нам?»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пиратство в Херсонской губернии |
Как не парадоксально, появление французов было связано с их родом деятельности, выгодным для внутреннего и внешнего рынка. Так как они были профессиональными овцеводами и искусными виноградарями. Поэтому в 1802 году на херсонскую землю приехал, по моему мнению, выдающийся человек – коммерции-советник Вильгельмин Рувье. Он основал целый род, который можно назвать «королями овцеводства» первой половины XIX столетия. От царского правительства французский овцевод получил земли острова Джарылгача и Тендровской косы. Также коммерции-советник стал владельцем земли, где потом были основаны села Софиевка (Лазурное), Новочерноморье, Черноморье, Кларовка (Круглоозерка), Михайловка, Новониколаевка и т.д. Следовательно, Рувье превратил современный юг Голопристанского и Скадовского районов в настоящую «Французскую провинцию». Даже в некоторых официальных документах, воспоминаниях и переписке тех времен такое название использовали современники.
Но, было не все так просто!
На первом этапе предприятие Рувье нельзя назвать успешным. В 1804 году он, по рекомендации Дюка Ришелье, получает от царского правительства 100 тысяч рублей для закупки первой партии испанских мериносов. Но вот беда! Часть привезенных баранов и овец умирают, не выдержав испытание сухим степным климатом. В 1808 году к нашему герою приезжает чиновник из Санкт-Петербурга Александр Жеребцов, перед которым открывается «не очень радостная» картина состояния дел овцеводческого предприятия француза. Что же он увидел? Больных животных, отсутствие зданий для зимовки овец, ужасные условия содержания мериносов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Только к 1811 году ситуация начинает меняться. Рувье смог увеличить поголовье мериносов до 18 тысяч, а уже в 1813 году в его «аграрных имениях» их стало составляло более 19 тысяч. В этот период коммерции-советник становится одним из основных поставщиков чистой шерсти в южной части Европы. За такие успехи француз был награждён орденом Святого Владимира IV степени. К сожалению, в 1815 году коммерции-советник умирает, оставляя земли и предприятия своим дочерям: Софье, Кларе и Зое. Кстати, у француза была своя «фишка». Он давал название населенных пунктов в честь детей: Софиевка в честь Софьи, Кларовка – Кларе. «Не повезло» только Зое, ей досталось имение в селе Черноморье. Конечно, всеми делами в имениях занимались зятья Рувье. В дальнейшем они сформируют достаточно мощный «клан» овцеводов в херсонском крае.
Верным помощником Рувье был его зять и племянник Рене Вассал (не удивляйтесь, в те времена такое разрешалось), который основал несколько шерстомойных предприятий в Херсоне и Олешках, занимался разведением мериносов на острове Джарылгач, в Софиевке, урочищах Облои, Карабулат и других землях Днепровского уезда (нынешнее левобережье Херсонской области). За свою активную деятельность он получил титул камергера Российской империи. Его семья смогла к 1880 году увеличить количество овец только в одной Софиевке до 100 тысяч голов. Только представьте! 100 тысяч – это не просто стадо, это «настоящая орда».
Еще одним зятем Рувье был Карл (Шарль) Потье, который получил в свое владение села Кларовка (Круглоозерка) и Михайловка (сейчас – село в Скадовском районе). Он был автором учебника начертательной геометрии, ректором Института корпуса инженеров сообщения, генералом инженерных войск. Так же, как и его многочисленные родственники, успешно занимался овцеводством. Например, сегодня в Круглоозерке сохранилась построенная Потье восьмигранная католическая церквушка. Активная деятельность семьи Потье позволила ей увеличить поголовье овец до 20 тысяч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Курьезы конкуренции или «Банная эпопея» 100-летней давности… |
И это еще не все французы, которые развивали наш регион. Был Пьер Мари, барон Теодор и баронесса Ануанетта Франк, Пьер Муллен, Иван Дофине и другие представители этой прекрасной нации.
А знаете, что самое интересное? В первом 20-летии XIX столетия вся вертикаль местной власти принадлежала французам. Генерал-губернаторами Юга Украины были герцог де Ришелье и граф Ланжерон, херсонским губернатором был граф Сент-При, а херсонским городским главой – Альбрант. И это я еще не говорю про командующего южным военно-морским флотом маркиза де Траверсе. Как результат, в нашем регионе сформировалось настоящее «французское кумовство». Но в этом случае такая форма отношений приносила пользу херсонскому краю. Французы налаживали через черноморские порты прямые торговые связи с европейскими странами, изготовляли высококачественную чистую шерсть, выращивали виноград для изготовления вина, занимались благотворительностью, финансировали предприятия нашего региона и т.д. Они не просто зарабатывали деньги на своем «бизнесе», а служили примером для других херсонских помещиков, которые тоже начали заниматься, например, овцеводством. Ярким примером может служить Николай Овсяннико-Куликовский, который начал разводить овец в Бехтерах, Каховке и Преображенке.
Когда будете ехать на море в Скадовск, Железный Порт, Приморское или Лазурное, знайте, что вы едете по территории, где больше 150 лет назад была «Херсонская Франция».