Погруженные в бытовую суету со всевозможными проблемами мы лишь в преддверии Нового года, прикоснувшись к елочным игрушкам и мишуре, вдохнув запахи хвои и мандаринов, с ностальгией погружаемся в свое детство. А там – костюмированные утренники с подарками и песнями, там – мы в образах снежинок, чебурашек, зайчиков, мушкетеров с неподдельным волнением рассказываем стишки Деду Морозу, там – счастливые лица наших молодых мам и пап, стремящихся запечатлеть лучшие моменты детского праздника на пленочный фотоаппарат “Зенит” …
Проходят годы, и уже мы в роли мам и пап вместе с детьми готовимся к новогоднему утреннику в детсадах и школах – учим стихи и песни, вживаемся в сказочные роли, создаем костюмы. И чем ближе праздник, тем ярче у нас воспоминания о самых радостных и счастливых моментах из нашего детства…
На просторах бывшего Союза новогодние утренники стали проводиться лишь с 1935 года, после того как 28 декабря в газете “Правда” появилась заметка “Давайте организуем детям хорошую елку”. Смысл публикации сводился к тому, что в дореволюционное время буржуазия устраивала своим детям елку, а детям пролетариата ничего не оставалось, как заглядывать в окна к богатым и наблюдать за их праздником. “Новогодней елке для детей рабочих и крестьян быть!” – постановила правящая верхушка, и в считанные дни по всей стране были организованы елочные празднества, а в магазинах появились “расширенные ассортименты елочных украшений” .
Долгие годы советские утренники были идеологическими, сценарии утверждались “специалистами различных уровней”. Представления обязательно строились на классовой борьбе – герои в костюмах красноармейцев и ударников труда обязательно побеждали врагов из капиталистического мира.
Кстати, что касается бессмертного новогоднего хита “В лесу родилась елочка…” Пели эту песню еще до революции и текст отличался. В первоначальном варианте елочку срубил не “старичок”, а “мужичок” , который, собственно, и сидел в дровнях. “Мужичка” на “старичка” заменила советская цензура.
Автор любимой новогодней песни всех поколений – Раиса Кудашева. Впервые знаменитая “Елочка” была опубликована в 1903 году в журнале “Малютка”, который подписчики получили накануне Нового года. И долгое время автор не подозревала, что “Елочка” стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как две бабушки расхваливали своих внучек. Одна из них попросила внученьку продемонстрировать вокал. Как же была изумлена поэтесса, когда девочка запела “Елочку”! А Кудашева даже не была знакома с человеком, написавшим музыку к ее стихам. Автором же музыки стал агроном и биолог Леонид Бекман. Читая в журнале стих про “Елочку” своей дочери, он придумал несложную мелодию, которую на ноты переложила его жена-пианистка. Так и родился хит, без которого невозможно представить новогодний утренник.
Впрочем, в 50-60 годах на детских новогодних праздниках пели не только про елочку. Новогодняя атрибутика носила “кукурузный” характер. Швейная промышленность массово выпускала новогодние костюмы “царицы полей”, на елках красовались яркие стеклянные кукурузины. Однако идеологическая подоплека детям была неинтересна. Все искренне радовались елке, водили хоровод, читали стихи и получали от Деда Мороза подарки: в 50-е годы в жестяном сундучке, в 60-е – в пластиковой звезде, в 70-е – в сундучке из картона, а в 80-е – в пластиковом пакете.
Что касается новогодних костюмов, которые в основном родители делали своими руками, то в 60-е годы, помимо снежинок, зайчиков, медвежат, приобрел популярность костюм космонавта. Даже по сценариям “в эпоху освоения космоса” Дед Мороз приезжал не на тройке лошадей, а прилетал на ракете.
Также практиковались организованные выезды учеников на “главную елку страны” . Каждая школа централизованно вывозила детей на представление, после которого надо было выстоять огромную очередь за своим подарком. Они были все без исключения одинаковыми: карамельки, батончики, вафли, шоколадные конфеты, мандарины. Но небольшой пакет из дешевой бумаги воспринимался не иначе, как праздник, как непременное дополнение к новогоднему чуду.
Отдельно хотелось бы сказать о новогодних костюмах, которые изготавливались из подручных, порой самых невероятных материалов. В ход шли марля, вата, занавески, поролон, битые елочные игрушки, бусинки, мишура и другие мелочи, которые собирали в отдельную коробочку на протяжении года.
Для костюма снежинки мамы выкраивали из накрахмаленной марли подъюбник и пришивали мишуру к нарядному платью, папы мастерили корону из картона. Если же костюм дополняли марлевыми крыльями, куда вставлялась проволока для устойчивости, то получался образ сказочной феи. С “зайчиками” было проще: к темным шортикам пришивался меховой хвостик, а ушки крепились на картонный обруч.
Вообще, детские новогодние утренники редко отличались разнообразием ролей, да и распределялись эти роли зачастую не с учетом артистических способностей детей, а скорее с учетом степени влиятельности их родителей. Костюмы принцесс, Золушек, царевичей, как правило, примеряли дети “важных и нужных” родителей. Остальные довольствовались ролями петрушек, хлопушек, мухоморов и т.д.
До сих пор помню, когда в детском саду по сценарию мне была отведена роль Сивки-Бурки. Роль хоть и сказочной, но все-таки лошади, меня и моих родителей, мягко говоря, не вдохновила. Из всего моего маскарадного костюма о благородном животном напоминал, пожалуй, лишь хвост из блестящего дождика. Еще более подавлен был мой младший брат, которому пришлось прыгать в костюме козленка.
От такой несправедливости мы в глубине души затаивали на своих воспитателей обиду. Но тут же забывали обо всем, когда получали долгожданные подарки от Деда Мороза и Снегурочки.
Хотелось бы вспомнить и о новогодних фотоссесиях, к которым детвора всегда относилась весьма ответственно. На утренники приглашали фотографа, который рассаживал и расставлял на свой вкус зайчиков и белочек, снежинок и чебурашек вокруг Деда Мороза и Снегурочки и делал коллективное фото. Спустя неделю каждый ребенок получал долгожданный снимок, вручал его родителям, а они, счастливые и довольные, с чувством гордости за свое дитя бережно вклеивали фото в семейный альбом.
До сих пор помню, с каким нетерпение мы ждали этих фотографий! А поскольку в нашем детском саду за фотосессии отвечал мой отец, то мне повезло не только первой лицезреть снимки, но и наблюдать за рабочим процессом, в ходе которого рождалась фотография. А этот процесс – с проявкой пленки, выводом снимка через фотоувеличитель на фотобумагу и глянцеванием фотографий для детских глаз тогда был сродни магии.
Теперь о главных действующих лицах новогоднего утренника. Как правило, роли Деда Мороза и Снегурочки в детсадах играли завхозы, дворники, бухгалтеры и повара. В школах штатными Дедами Морозами были трудовики и физруки. Как тут не вспомнить гениальную фразу Огурцова из “Карнавальной ночи” : “Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своем коллективе!”
Традиция переодевания сотрудников в Деда Мороза во многих дошкольных и учебных заведениях живет и по сей день. Шестилетняя дочка моей знакомой долго присматривалась к Деду Морозу на новогоднем утреннике и таки рассекретила его: “А Дед Мороз у нас вовсе не настоящий, – высказалась она маме. – Это в него переоделся наш учитель физкультуры Денис Анатольевич. Я его по кроссовкам узнала” .
Много изменилось за последние десятилетия, но детские утренники с каждым новым годом продолжают вызывать у нас приятную ностальгию и возвращать нас в беззаботное детство, где мы – счастливые и наивные, вместе с молодыми и жизнерадостными родителями позируем под елкой перед объективом фотоаппарата “Зенит”.
Сегодня мы фотографируемся на планшеты и айфоны. С музыкального олимпа не сходит вульгарная аляповатая Верка Сердючка со своим новогодним хитом. Ряды сказочных героев пополнили незнакомые нам, но любимые нашими детьми персонажи – Человек-Паук, Гарри Поттер, Лунтик и смешарики. Сейчас у нас есть возможность купить или взять напрокат шикарный новогодний наряд для своего чада, пригласить на утренник Деда Мороза с актерским образованием. Впрочем, не будем отрицать, что и на сегодняшний день лучшим новогодним костюмом остается костюм, сделанный собственными руками. Лучший сценарий – это сценарий, в котором добро побеждает зло, лучший Дед Мороз – это самый добрый Дед Мороз, пусть и в кроссовках, а лучшая новогодняя песня – это песня, которую знают наизусть и поют вместе с нами наши дети.
А ведь так важно уметь ценить, беречь и нести сквозь годы все самое лучшее, светлое и доброе, все то, что в тренде будет всегда. Пусть ваши дети радуют вас, а новогодние утренники принесут всем исключительно положительные эмоции!