На первое декабря 2015 года в лечебно-профилактических учреждениях области обследованы 407 человек, участвовавших в боевых действиях в зоне проведения АТО. Об этом на прошедшей 22 декабря коллегии Херсонской облгосадминистрации сказал директор Департамента здравоохранения ОГА Виктор Короленко.
По его словам, на лечение и обследование демобилизованных воинов в бюджете предусмотрено 1,8 млн. грн. В том числе – на стационарное лечение – 824,7 тыс. грн., на обследования – около миллиона.
Главный медик области отметил, что значительное внимание уделяется психологической реабилитации людей, вернувшихся из зоны боев. Такую помощь, как сказал Короленко, получили в уходящем году 192 демобилизованных.
Однако все эти цифры можно воспринимать как свидетельство хотя бы относительно неплохой ситуации с медицинским сопровождением участников АТО только вне контекста, если не знать других цифр. Например, таких.
Как рассказывал на октябрьском заседании Совета обороны области директор департамента соцзащиты населения ХОГА Геннадий Причина, в регионе зарегистрированы как получатели разного рода льгот 1317 участников АТО, официально получивших такой статус, и 4 инвалида войны, ставших таковыми после участия в АТО. А всего в области – около четырех тысяч участников АТО. То есть, медпомощь за деньги, предусмотренные для этого в бюджете, получили 10 % демобилизованных.
При том, что для остальных пребывание в зоне вооруженного конфликта вряд ли прошло бесследно. Наверное, человек, живший в мире и спокойствии, а потом оказавшийся там, где, как говорят, жизнь дешевле медной полушки, спокойно воспримет такую перемену обстоятельств, сможет безболезненно вернуться к прежней жизни. И на самом деле в области таких людей явно значительно больше, чем 192 человека, которые получили помощь, скорее всего, потому, что были информированы лучше остальных.
Недавно Центр помощи участникам АТО при облгосадминистрации провел встречи с представителями районных Центров помощи в Чаплынском и Каланчакском районах, а также с руководителями местных государственных органов и участниками АТО. По словам координатора Центра Натальи Возаловской, уже через час после той встречи некоторые участники АТО, живущие в Чаплынке, позвонили по телефонам, которые они там узнали, и обратились с просьбами пройти психологическую реабилитацию.
Увы, нельзя не признать, что практически каждый участник боевых действий имеет посттравматическое стрессовое расстройство. Проще говоря, является своего рода “бомбой замедленного действия”. Правда, в каждом случае бывает по-разному: иногда разрушительная сила оказывается направленной внутрь, что приводит, например, к злоупотреблению спиртным или нездоровому интересу к “расширителям сознания”; а иногда человек “выплескивает” наболевшее наружу. Последнее опасно для окружающих. Кстати, сейчас один из судов области рассматривает дело военнослужащего, участника АТО, который в состоянии аффекта смертельно травмировал человека, набросившегося на него.
Кстати, рассказывая о встречах в Чаплынском и Каланчакском районах, Наталья Возаловская говорила, что местные райадминистрации пригласили на те мероприятия значительно меньше участников АТО, чем живет в районах. В Каланчаке на встрече с гостями из Херсона вообще присутствовали только чиновники.
На прошедшей 22 декабря коллегии Виктор Короленко сказал, что “на сайте Департамента здравоохранения ОГА есть телефоны горячей линии и “Памятка военнослужащим, бойцам Нацгвардии и сотрудникам силовых и других структур, которые получили ранения или заболевания во время АТО”, где можно узнать контактные данные всех медучреждений области, где можно пройти медосмотры и курсы лечения” .
Интересно, сколько живущих в области участников АТО хотя бы раз просматривали сайт ОГА? Вопрос – риторический.
Стрессовые расстройства, психотравмы, последствия переохлаждений, травм, проблемы с органами пищеварения, обострения хронических заболеваний… Это – далеко не полный перечень проблем у демобилизованных. И люди эти со временем вряд ли станут здоровее. Особенно учитывая то, что у 90 % болячки могут перейти в запущенные стадии.