Підтримати нас

Жизнь по соседству с Угандой

Автор статті
28 січня 2016 10:00
728
Поширити:

До середины лета этого года люстрация чиновников должна быть окончена, проверку пройдут все, кто может дотянуться до государственной “кормушки”. Но чем дальше идет процесс, тем меньше в это верится.

Мы впервые громко заговорили об очищении власти в феврале два года назад. Тогда в Херсоне самооборона и активисты Евромайдана заставили уйти главу обладминистрации Николая Костяка, его “правую руку” Анну Пономаренко, председателя облсовета Виктора Пелыха. Следом взбунтовавшиеся спасатели вынудили подать в отставку своего начальника – генерал-майора Александра Мазилина и двух его заместителей.

Волна “народной люстрации”  прокатилась по  стране. Общественная инициатива “Реанимационный пакет реформ”  (РПР), рожденная Евромайданом, объединившая более 150 экспертов из общественных организаций, аналитических центров и бизнеса, разработала и требовала от народных депутатов принять антикоррупционные законы, в том числе и о люстрации. Ведь именно  колоссальная коррупция во всех уровнях власти не дает  стране стать  демократическим и правовым государством. По оценкам Transparency International, украинцы платят примерно $ 700 млн. взяток в год. И находятся в двадцатке самых коррумпированных стран мира.

Шины, баки и гнилые помидоры

Проходит полгода после победы Евромайдана, активисты снова  жгут под Верховной Радой шины, требуя принять реанимационные законы. Европейские лидеры высказывают беспокойство: у новой Украины остается очень мало времени, чтобы внедрить реформы. Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Анн Брассер подчеркивает: “Украине необходима люстрация, чтобы искоренить в государстве коррупционную систему принятия решений”. Такое же мнение высказывает посол США в Украине Джеффри Пайетт: “Коррупция на высшем уровне является для Украины большей угрозой, чем российские танки”.

Хлынула вторая волна народной люстрации – “мусорная”: “элиту”  прежней власти, чиновников и судей засовывают в мусорные контейнеры. И только после этого, с 14 октября 2014 года, заработал Закон “Об очищении власти”. Переписанный, исправленный, “кастрированный”  и спорный – но заработал.

По плану Кабмина, люстрация запланирована на два года и проводится поэтапно: сначала в министерствах и высших эшелонах власти, затем среди руководителей областного уровня, ну а потом уже очередь клерков.

Опережая Закон

За три недели действия Закона уволили и на 10 лет лишили права занимать госдолжности 347 чиновников столичного уровня. Но самым первым в когорте уврленных оказался заместитель директора департамента экономического развития и торговли Херсонской облгосадминистрации Валерий Михайлов. Его “самолично люстрировал” назначенный на пост главы ОГА Андрей Путилов. Причем, еще до того, как Закон добрался до Херсона. Многие помнят, как кричал в адрес этого чиновника Андрей Путилов, что не позволит “слугам Януковича”  ходить по коридорам “белого дома”. На сайте Минюста, в Едином реестре лиц, попавших под действие Закона, так и указано: Михайлов Валерий Михайлович освобожден распоряжением Председателя облгосадминистрации от 16.10.2014.

На запрос “Вгору” руководитель аппарата ХОГА Владимир  Клюцевский ответил, что с занимаемых должностей без проверки уволены: председатель Каховской райгосадминистрации  Виктор Балабанов, директор Департамента агропромышленного развития ХОГА Виталий Ярмак и директор госархива области Андрей Яценко.

Из них только Виктор Балабанов сам написал заявление на имя Президента, что на него распространяются запреты, предусмотренные законом. Но в Реестре Минюста ни Балабанова, ни Ярмака, ни Яценко нет. Только – Михайлов. Причем данные о “люстрированных”  местных чиновниках попадают в Реестр из областных управлений юстиции, а туда – направляются  той структурой, которая проводит проверку. То есть, в данном случае, руководством областной администрации.

А помните скандал, который произошел за месяц до увольнения Михайлова? Обстановка в области была тогда крайне тревожной: на границе с Крымом накапливались российские войска, над нашей территорией ежедневно летали их самолеты-разведчики, в Стрелковом “сидел”  российский десант, рядом с Каховской ГЭС задерживали лазутчиков. Но только что утвержденный на пост Андрей Путилов назначил своим советником Олега Татарова,  допустил его на заседание совета обороны области, где говорилось о государственных тайнах, и направил представление о назначении его своим первым заместителем. Того самого Олега Татарова, который во время Майдана был начальником Главного следственного управления МВД и занимался всеми делами против активистов Майдана! Только под давлением СМИ и общественности губернатор был вынужден отозвать представление на назначение Олега Татарова своим замом. Тем не менее, Путилов продолжал окружать себя такими одиозными личностями как Денис Терещенко, или Владимир Белый. Когда в Киеве начались массовые расстрелы протестующих, Владимир Белый на херсонском Антимайдане призывал защищать Херсон от “проплаченной банды бандеровцев”.

Выступал на Антимайдане перед нашим “белым домом” и другой протеже Андрея Путилова – “молодое дарование” Евгений Криницкий. Но губернатор направил представление в Министерство образования и науки на назначение его начальником областного управления. Министр образования Сергей Квит, ознакомившись и с письмами общественников Херсонщины, и с нашими  публикациями, не согласовал это назначение. И указал Андрею Путилову, что “должностное лицо такого уровня должно соответсвовать как высоким профессиональным, так и моральным качествам”. Тем не менее, Евгений Криницкий остался у должности, как исполняющий обязанности. Ведь статус и.о. не требует согласования с министром. Мало того, на официальных мероприятиях его уже величают начальником, “забывая о нюансах”.  

А в январе 2015 года Андрей Путилов освободил 11 глав райгосадминистраций и заменил их другими людьми, якобы более достойными. К числу уволенных попал глава Каланчакского района Иван Гончарский, который возглавил администрацию, пожалуй, в самое тяжелое время – именно тогда, когда Каланчакский район стал границей между материковой Украиной и полуостровом. Этот район встречал и принимал военных с семьями, которые вышли из захваченного Крыма. Принимал воинские части, прибывавшие в чистое поле защищать еще несуществующую границу. Иван Гончарский вместе с волонтерами области организовал помощь пограничникам и техникой, и продуктами, и оборудованием. Район не только выстоял. Менее чем за год, он поднялся в рейтинге области с 17-го места на третье. За самоотверженную и успешную работу Верховная Рада наградила Ивана Гончарского грамотой (за последние годы такой награды не получал ни один глава райадминистрации в Украине!). И вдруг на Крещенье, 19 января, председатель облгосадминистрации освободил Ивана Гончарского без объяснения причин, а на его место назначил бывшую “регионалку”  Анну Загорулько! И теперь мы имеем то, что имеем: пограничный Каланчакский район сейчас – один из самых нестабильных.

А назначение главой РГА в Каховке Валерия Салтыкова?  Весной 2014 года, когда в Каховке тоже хотели провести, так называемую “Русскую весну”, он был в рядах “колорадов”. А скандал с еще одним ставленником Путилова, руководителем Голопристанской райадминистрации Александром Богуненко, о котором тоже писала “Вгору”? Помните, нашумевшую историю со взяткой в 130 тыс. долларов, а по версии задержанных – выполнение распоряжение губернатора, “решение вопросов по незаконной застройке, незаконной предпринимательской деятельности и легализация доходов на побережьях морей Херсонской области” ?

И это – всего лишь малая толика “люстрационно-антикоррупционно-целостноукраинской”  политики губернатора.

А кто «очистил» Путилова?

По процедуре, сам Андрей Путилов должен был пройти проверку в декабре 2014 года. На сайте Администрации Президента есть информация о том, что он ее прошел успешно. И в феврале 2015 года “проверенный”  губернатор подписал распоряжение: О проведении в Херсонской областной государственной администрации проверки, предусмотренной Законом Украины “Об очищении власти”. Но на запрос редакции “Вгору”  заместитель Министра юстиции Наталья Севостьянова ответила, что  проверки председателя нашей обладминистрации... не было. И до сих пор на сайте Минюста есть только заявление Андрея Путилова, что он “чист”, то есть, под действие закона не подпадает, и еще на сайте Минюста  есть поданная Путиловым декларация о доходах. Но самих результатов проверки – нет. Так же, как нет информации, что в Херсонской ОГА начата и уже почти год полным ходом идет проверка.  

О том, что в областном управлении казначейства проверка идет – эта информация есть, есть информация о процессе очищения в милиции, в фискальной службе, в управлении статистики, в прокуратуре, в военной прокуратуре Южного региона, в Окружном админсуде, в Хозяйственном суде Херсонщины. И – все. А как идет проверка в других органах, в том числе и среди руководителей структурных подразделений ХОГА и ее аппарата – неизвестно. Хотя опять же, Путилов и тут опередил закон, распорядившись начать процедуру на месяц раньше определенного Кабмином срока. Что касается информации на сайте самой ОГА, то тут требование закона об обнародовании сведений вроде как выполняется. Но именно – вроде как. Так как в самый разгар проверок сайт администрации поменяли, и теперь информация там все “еще переносится, структурируется и наполняется”.

Запретный плод сладок

Весной 2015 года Transparency International опубликовало очередные данные исследования по Украине. За год после победы Евромайдана, за полгода люстрации – уровень коррупции в государственных органах власти не изменился, ситуация даже ухудшилось. Наша страна, как и в 2013 году, остается в клубе самых коррумпированных стран мира, разделяет места с Угандой и Коморскими Островами. Единственный плюс, который отметили эксперты – экспорт и импорт стал свободнее от взяток. Исполнительный директор Transparency International Алексей Хмара отдельно прокомментировал, что государство приняло ряд законов и показало намерение двигаться в сторону реформ, но этого не достаточно: “Политическая воля не означает только энергичные крики с трибуны. Это означает практические шаги по реализации законов” .

И, как мы уже писали, по инициативе Комитета избирателей Украины в разных регионах страны начался общественный мониторинг, к которому присоединилась и редакция “Вгору”. Активисты проверяли, как выполняются процедуры, предусмотренные законом.

Не удивительно, что наш глава облгосадминистрации после этого решил пересесть в соседнее кресло – кресло председателя облсовета. И при власти остался, и под люстрацию теперь не попадет – ведь на выборные должности действие закона не распространяется. И пусть при Януковиче он посты не занимал и компартией не руководил, но вот с декларацией у него – не так все просто.  Например, вызывает вопросы его банковский счет: в 2013 году у столь обеспеченного человека накоплено было только 25 тыс. грн. И от вклада в 14 миллионов – уставного взноса в предприятие (предприятие не указано), никаких дивидендов он почему-то не получает. За год, получая исключительно зарплату  губернатора, Андрей Путилов удвоил бакновский счет, съездил за личные сбережения в Италию (это подтверждено из разных источников официально, на запросы “Вгору”). И еще, как нам стало известно из достоверных источников, заплатил 2,4 млн гривень залога за освобождение из под ареста  Александра Богуненко, обвиняемого во взятке, и Сергея Г., обвиняемого в посредничестве в передаче денег от предпринимателей.

А десятилетний запрет на госслужбу распространяется и на тех, кто указал в документе неточности, и на тех, чей образ жизни не соответствует указанным доходам.

Вызывает тревогу, что в облсовете собирается команда под стать руководителю. Как, например, попавший под действие закона и уволенный бывший начальник Херсонской таможни Виталий Булюк, или – Василий Зеленчук (говорят, что в криминальных кругах он известен под кличкой Вася Иркутский, но сам депутат облсовета это отрицает). И работу свою областные депутаты новой каденции начали без присяги. Да и, собственно, зачем им такие “формальности” ?

Подводные камни люстрации

Общественный мониторинг проходил активно также в Винницкой, Днепропетровской, Киевской, Ровенской, Харьковской, Черновицкой областях. По словам руководителя проекта, юриста Комитета избирателей Святослава Пикуля, самое распространенное нарушение – игнорирование норм Закона, которые требуют прозрачности процедур. Многие данные, как и в нашей ОГА, на веб-сайтах просто отсутствуют.  Вторая не менее “больная тема” – сам Закон. Из-за его несовершенства еще в апреле-мае 2015 года зарегистрировано 4  законопроекта, предусматривающие внесение изменений (№ 2 695, 2695-1, 2695-2, 2695-3). Однако до сих пор у народных депутатов к ним “руки не дошли” .

Тем временем в реестре чиновников, которые попали под запрет – 881 человек. А по данным административного суда – в первых инстанциях, апелляционных, высшем суде – рассматривается 831 иск против применения к ним Закона об очищении власти. И суды принимают противоречивые решения.

Так, из служащих нашей области под люстрацию попало 11 человек. Херсонским окружным административным судом зарегистрировано пять исков на восстановление в должности: начальника Херсонской таможни Виталия Булюка и его первого заместителя Владимира Еременко, начальника криминальной милиции Сергея Гуменюка, инспектора батальона дорожно-патрульной службы областного ГАИ Сергея Притулы и старшего инспектора взвода по обеспечению сопровождения батальона дорожно-патрульной службы ГАИ Игоря Соколова. Суд приостановил производство по этим делам, пока Конституционный суд не примет решение: не противоречат ли некоторые положения Закона “Об очищении власти”  Конституции. По мнению наших судей, неопределенность этого вопроса исключает рассмотрение данных дел.  А Конституционный суд  сроки явно нарушает. Согласно нормам, решение должны были принять еще в июле прошлого года, но дело затягивается. И когда будет окончено, даже спрогнозировать трудно. И, по официальным данным, в Украине,  до решения Конституционного суда, приостановлено половина таких административных дел, а точнее – 477.

А вот остальные суды решают “кто во что горазд”. Например, как рассказал юрист Комитета избирателей Святослав Пикуль, запорожские активисты, проверяя люстрацию в областной государственной фискальной службе, обнаружили, что их окружной суд восстановил в ноябре заместителя начальника областного  управления ГФС. Судьи решили: под  первый критерий люстрации – руководящие должности во времена Януковича – подпадают только работники министерств, так как они “формируют государственную политику”, а остальные – ее просто “реализуют”. И подобное решение, по сути, касается и управлений ГФС в других областях. И не только этих служб. Следуя той же логике – в Херсонское ОГА вполне могут вернуться и Виталий Ярмак, и Андрей Яценко, и Валерий Михайлов, и Анна Пономаренко, и тот же Николай Костяк.  А Виктор Пелых уже пытался вернуться, с решением Одесского апелляционного суда на руках. Обловет опротестовал решение суда, но только после бури публикаций в херсонских СМИ.

Свет мой, зеркальце, скажи

Закон о люстрации действует уже полтора года. Столько же – пакет  антикоррупционных Законов. Они приняты, чтобы очистить органы власти от приверженцев диктатуры, сепаратистов и корупционеров.  Но за полтора года только  десяток чиновников уличено в том, что их декларации не соответсвуют действительности. Херсонцев среди них нет. Зато за прошлый год, по данным  прокуратуры области, в суд направлено 40 уголовных производств по коррупции, обвиняется 46 должностных лиц. Общая сумма взяток – 2,2 миллиона грн.  Но социсследования, прошедшие в канун 2016 года, не отмечают каких-либо улучшений. И это – не удивляет. Так, за год у нас вынесено 27 приговоров по корупционным делам. И только 4 обвиняемых приговорены к лишению свободы.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ