Підтримати нас

О реформах, образовании и качестве…

Автор статті
24 грудня 2015 06:14
598
Поширити:

Два года прошло с момента Революции Достоинства. Почти полтора года длятся заявленные реформы. Переформатирование страны, несомненно, требует значительных усилий. Причем от всех участников процесса.

Понятно, что основной “авторский”  груз реформирования страны лежит на исполнительной и законодательной ветвях власти. Они же и обязаны доходчиво объяснять народу необходимость и уместность тех или иных действий. Однако и то, и другое пока получается не очень убедительно. Пытаются принимать законы, но как-то хаотично и необдуманно. Тужатся что-то объяснить, и все больше запутываются сами и запутывают  электорат. Мы остановимся только на одном примере – реформировании системы образования в Украине.

Когда авторы реформ говорят о европейских системах образования, получается внятно и привлекательно. Оно и понятно, основной упор “докладчики-реформаторы” делают на то, как легко учиться европейским детям, какие у них замечательные перспективы для получения хороших профессий с высокими зарплатами. А уж как вольготно живут европейские учителя… Такие заманчивые картинки рисуют – сразу хочется и в нашей стране устроить такое счастье.

Да, украинскому учителю изначально понравится предлагаемая реформа, если ее аргументировать возможным повышением зарплат до европейского уровня. Однако, заявляя о необходимости реформирования системы образования, чиновники напрочь  забыли  упомянуть о некоторых ключевых моментах.

Расходы и доходы…

Все знают, что экономических успехов достигли те государства, что не скупятся на образование своих граждан. Остановимся на Европе. Германия ежегодно выделяет на образование 154 миллиарда долларов, Франция и Великобритания  – по 123 миллиарда, около сотни миллиардов тратят Швейцария, Италия, Финляндия и Швеция.

Среднегодовые зарплаты педагогов в этих странах выглядят так (в тысячах долларов): Швейцария – 68,82; Германия – 53,73; Финляндия – 42,81; Британия – 40,91; Франция – 33,57;  Швеция – 31,61; Италия – 31,46. Сколько же должен учитель работать, чтобы получить такую оплату труда? В Финляндии на одного учителя приходится почти 16 учеников, но у них 32 часовая рабочая неделя и на непосредственно на уроки приходится  20 часов, остальное время отводится на внеклассную работу, планирование предстоящих уроков, встречу с родителями или опекунами, самообразование. Все это входит в 32 рабочих часа, а не “съедает”  личное время, как это происходит с нашими учителями.

В Швеции чуть больше 14 учеников на учителя при 38-часовой неделе и только 16 часов на преподавание. Почти во всех европейских странах действует международный стандарт (38 часов в неделю), исключение составляет Великобритания, где учителя работают 46 часов в неделю, обучают в среднем 13 детей и тратят на преподавательскую работу 20 часов, остальное оплаченное рабочее время посвящают самообразованию, подготовке к урокам, проведению экскурсий и встрече с родителями учеников. Меньше всех “напрягаются”  итальянские учителя – за 29 часов в неделю они должны обучить в среднем 10 учеников.

Эти данные в конце 2014 года обнародовала Организация экономического сотрудничества и развития (международная организация, которая занимается изучением экономических показателей по всем параметрам практически во всех странах мира). Данные по Украине  не настолько вдохновляющие.  Нашей стране, несомненно, необходимы радикальные изменения в системе образования, чтобы хотя бы приблизиться к общеевропейскому уровню образования и конкурентоспособности населения на рынке труда.

Конкуренция и финансы…

Конкурентоспособность наших специалистов и является тем краеугольным камнем, о который спотыкается наше образование. Практически всем выпускникам наших ВУЗов приходится переучиваться, чтобы подтвердить свою квалификацию при попытке трудоустроиться за рубежом. Наши дипломы не очень котируются, а по некоторым специальностям полученные знания считаются недостаточными. А при таком положении необходимость реформ очевидна.

Однако, их, по мнению некоторых специалистов, начали не с того конца. Первым реформаторским шагом министра образования и науки Украины Сергея Квита стало принятие Закона Украины “О высшем образовании”. Этот Закон позволяет ВУЗам перейти на полную финансовую независимость. Однако в условиях нынешней экономической ситуации он практически не работает. Дальше ситуация будет только усугубляться. И первые тревожные звоночки уже прозвучали. Дело в том, что Верховная Рада сейчас рассматривает законопроект  “О государственном бюджете Украины на 2016 год”. В 29 статье этого документа говорится о необходимости передачи финансирования государственных учебных заведений профтехобразования и ВУЗов І и ІІ уровней аккредитации на местное самоуправление по территориальному принципу. Итак, как рассказала Галина Литвиненко, главный специалист отдела профессионально-технических учебных заведений, науки и координации работы высших учебных заведений Херсонского областного управления образования и науки, для некоторых херсонских колледжей наступят совершено не радужные времена. Например, Херсонский гидрометеорологический техникум является структурным подразделением Одесского государственного экологического университета. В действующем варианте финансирование шло из государственного бюджета на университет и, соответственно, и на техникум. Теперь, в новом варианте бюджета 2016 года, финансировать техникум должен Херсонский городской бюджет. Вопрос: предусмотрены ли в городском бюджете такие средства, если даже на зарплаты учителям и воспитателям детских садов удается наскрести с большим трудом? Такая же ситуация и с Херсонским морским колледжем, и с Херсонским мореходным училищем рыбной промышленности.

Еще хуже обстоит дело с профессионально-техническим образованием. Евгений Криницкий, и.о. начальника управления образования, а по совместительству глава депутатской комиссии “Образование Херсонщины”  Херсонского областного совета подготовил обращение к Верховной Раде и Кабинету  Министров с просьбой пересмотреть 29 статью Закона “О госбюджете” . Депутаты облсовета большинством поддержали обращение. Но реакции “верхов”  пока не последовало.

Понятно, что хуже всего придется училищам, которые находятся в районах области. Вряд ли Генический район сможет себе позволить роскошь содержать три училища (медицинское, ПТУ №27 в Геническе, № 23 в пгт. Новоалексеевка). Да и Высокопольский с Ивановским районами (там – два аграрных лицея) тоже не могут похвастаться финансовыми успехами. А разве ситуация в областном центре, где семь подобных учебных заведений, лучше?  Придется либо значительно сокращать количество училищ, либо объединять их. А как это отразится на учебном процессе, ведь учебный год в разгаре, и “переформатировать”  надо все на ходу. А это не просто сложно, а почти нереально. Представить даже страшно, какие начнутся “баталии”  за сохранение статуса своего училища между руководителями и педколлективами. Ведь есть училища, где готовят специалистов по схожим профессиям. Но даже не в этом главная проблема. Уничтожение перспективы – вот, чем может обернуться переход на местное финансирование.

Наука без Интернета и учебников

Вот уже почти полтора года редакция “Вгору”  следит за дискуссией вокруг Закона Украины “Об образовании”. Его в очередной раз отправили на доработку. Реформы в образовании идут, а базового Закона до сих пор нет. Поэтому имеем то, что имеем.

Согласно реформаторским планам правительства, в Украине вводится 12-летнее школьное образование. Почти как и во всей остальной Европе. Предусматривается профильное разделение старшей школы, где ученики 11-12 классов смогут выбирать тот профиль образования, который их устраивает, но это касается только тех учащихся, которые смогут сдать государственную итоговую аттестацию после 10 класса успешно. Получил невысокие баллы – выбирай рабочую специальность. Так и должно быть. Только есть одно совсем маленькое “но”. А куда этот будущий выпускник 10 класса из сельской школы пойдет учиться, если ни одного ПТУ на ближайшие 10 км днем с огнем не найдешь? ПТУ уже сейчас планируют фактически пустить по нож, а ко времени появления  первых “отреформированых”  учеников их и вовсе по области по пальцам пересчитать можно будет. А это дело не такого уж далекого будущего – всего 9 лет осталось.

Еще из нововведений реформы – конкурсы учебников. Хорошее начинание. Только Министерство его в этом учебном году с треском провалило. Ученики 4 и 7 классов до сих пор не дождались новых книг. Их обещают прислать в области только после Нового года. О каком качестве образования может идти речь? Учителя в такой ситуации должны использовать интерактивные методы обучения. Ладно городские школы. А как быть в селах, где Интернет бывает раз в пятилетку с черепашьей скоростью, да и не во всех школах есть компьютерные классы. Они-то есть, да только там проходят уроки информатики для всей школы. А как в это время быть ученикам 4 классов, если у них природоведение. Или ученикам 7 классов на уроке истории? Заниматься по очереди?

Как рассказала Нина Левенец, заместитель начальника управления образования, начальник отдела дошкольного и общего среднего образования, проблем с реформированием образования более чем достаточно. По ее мнению, они носят концептуальный характер. Прежде всего, в школьной программе неоправданное количество обязательных предметов (14-16 по сравнению с 6, принятыми в европейских странах). Кроме того, наблюдается явный перекос по предметам в старшей школе: на изучение, например, родного языка в Украине выделен лишь 1 час в неделю, зато на английский 3 и на второй иностранный еще 2.

Да, наши дети должны знать иностранные языки, но в той же Франции на изучение родного языка выделяется 6 часов в неделю и 2 на другой язык по выбору. Можно выбрать еще 2-3 дополнительных языка, если выбрал в средней и старшей школе филологический или гуманитарный профиль. С ее точки зрения, единственным безусловным успехом текущей реформы образования можно считать совмещение проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и внешнего независимого оценивания (ВНО). Учителя выражают по этому поводу недовольство, и это объяснимо. С “исчезновением”  ГИА у них из рук уплывает возможность манипулирования учениками и их родителями. Ребенок становится свободным от “ручного”  влияния на итоговый балл. Ведь это не новость, что некоторые педагоги применяли простую методу воздействия на учеников: “Хочешь хорошую оценку в аттестат по ГИА, занимайся за деньги дополнительно” .

Кстати, проведение совместного ГИА и ВНО по украинскому языку в 2014 году выявило еще одну проблему образования – низкий уровень подготовки самих учителей.

И ученики, и учителя – двоечники…

В 2014 году провели эксперимент и учителя-добровольцы сдавали тестовые задания ВНО прошлых лет. По идее, они должны были их знать не просто наизусть, а неоднократно “прорабатывать”  со старшеклассниками, готовя их к тестам. Оказалось, что 75% педагогов не смогли справиться с заданиями и выполнили их менее чем на 25%. О каком уровне подготовки школьников можно говорить, если сами учителя “плавают”  в базовых знаниях по своим предметам.

Сюрпризы на этом не заканчиваются. По итогам 2014-2015 года в одной из школ Херсонской области в Голопристанском районе было выпущено 7 человек. На ВНО по украинскому языку они показали такие результаты (в пересчете на баллы для аттестата): 2 ученика – низкий уровень (2-3 балла), 3 выпускника – средний (но не дотянули даже до 7 баллов), и два – достаточный. Один из них получил 9 баллов. К слову, мальчик сдал успешно другие тесты по ВНО и поступил в университет. Это говорит о том, что его успехи стали возможны не благодаря усилиям педагогов, а вопреки им. Ведь у каждого из учителей в этом классе приходилось по 5 минут на каждого ученика. А скажем, учитель в Херсонской школе № 30 тратит на ученика в среднем по 1 минуте за урок. Результаты по ВНО в этой школе намного лучше.

Надо ли реформировать образование? Вне всякого сомнения. Идет ли реформа в Херсонской области? О чем вы? Нет многих базовых составляющих, а прежде всего, нет действенного Закона, способного отрегулировать систему. И, что страшнее всего, нет понимания первоочередности задач. Надо сначала создать базу, отрегулировать программное обеспечение, подготовить нормальные кадры, а затем переходить к преобразованию высшей школы и созданию наукоемких высокотехнологичных академических учебных заведений. И это не мое личное мнение, так утверждает большинство экспертов, в том числе и ведущие специалисты группы “Образование”  Реанимационного пакета реформ.  

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ