Предыдущий пост вызван, конечно, той рефлексивной волной, которую разогнала Надежда Савченко.
Она остро чувствует ситуацию войны и мира, хотя её неумеренная амбициозность и готовность выдавать рецепты для решения каждой проблемы выдаёт в ней человека, не очень умного и в политике случайного.
Но сама эта волна указывает, что проблема примирения стала актуальной, и её надо обсуждать, чтобы сначала понять, на ком лежит вина за войну и жертвы войны . При этом с самого начала важно вести обсуждение, придерживаясь принципа: преступление должно быть квалифицировано, зло наказано, а герои отделены от врагов. Иначе украинское общество утратит нравственный ориентир и историческую перспективу. И конечно, эта проблема не может рассматриваться вне общего контекста внутренней и внешней политики. Тут уместно повторить то, что я писал ранее по этому вопросу.
Проблема №1: как закончить войну? Ответ предполагает (выносим за скобки милитаристскую составляющую) понимание не только элитами, но и в массовом сознании, что виновен не только Путин с его бредовыми имперско-архаичными идеями "русского мира". Виновны и власти Украины в том, что с самого начала не смогли принимать адекватных ситуации решений. Виновно и украинское общество, которое легко и безответственно снимает с себя ответственность и делегирует ее политикам.
Конечно, проблема "коллективной вины" в известной мере имеет схоластический характер, поскольку категория вины относится к индивиду. Но это уголовный аспект. Есть еще политический (мы ответственны за то, кто и как нами правят), моральный (ответственность каждого за свои поступки) и метафизический (если я не препятствовал преступным делам, я соучастник и потому виновен) аспекты вины.
Война пришла на нашу землю в том числе и потому, что в нашем обществе за последние 20 лет произошли необратимые процессы моральной деградации по мере возрождения феодально-клановой системы, которая приспособила товарно-денежные инструменты для невиданной ранее эксплуатации труда и природы, а демократические инструменты - для манипуляции сознанием избирателей и коррумпирования политического класса и всего общества.
Моральный упадок породил условия для уголовной и политической вины, способствовал сначала информационной, а потоми и военной оккупации Украины Россией, породил массу расчетливо-циничных оппортунистов среди государственных служащих, торгующих интересами страны.
Проблему мира через примирение жителей оккупированных территорий и жителей "большой Украины" надо ставить на твердую почву трезвой оценки вины не только "тех", но и "этих".
Этот процесс не может быть запущен сам по себе - необходима государственная политика примирения, повестка дня которой включает аспекты:
а) уголовный - наказание преступников;
б) политико-экономический - в конституционных рамках образовать парламентский орган (комитет), ответственный за разработку политики примирения и её практики - развитие торговли, гуманитарные инициативы в сфере личных контактов и информационно-коммуникативных процессов; по принципу дополнительности параллельно минскому процессу (раз уж он идет не по нашей воле) формировать инициативы в сфере международного гуманитарного права с целью повлиять на принятие решений в системе ОБСЕ и ООН.
в) моральный - как можно более широкий диалог в обществе, в СМИ о проблемах примирения;
г) метафизический - работа на перспективу с молодежью: воспитание личной ответственности за свои поступки и за судьбу страны. Здесь, собственно, и религиозный аспект ответственности перед Ним.
Нечто подобное было актуально в послевоенной Германии, и мои предложения в какой-то мере отталкиваются от позиции по этому поводу Карла Ясперса.